Профессиональное самоопределение является частью профессионального становления личности.
Профессиональное самоопределение – это длительный, регулируемый обществом, процесс, в ходе которого происходит:
1. формирование внутренних структур личности и их оптимального использования в деятельности;
2. выработка внутренних критериев оценки себя, как профессионала;
3. нахождение личностных смыслов в трудовой деятельности;
4. самостоятельная деятельность субъекта, который находится в ситуации профессионального выбора.
В исследованиях профессионального самоопределения можно выделить три больших направления:
1. Изучение профессионального самоопределения в целях профессиональной ориентации. Данное направление представлено в работах Волоховой Е.Д., Кузнецовой И.В., Чистяковой С.Н., и многих других.
В профориентационном направлении профессиональное самоопределение рассматривается как управляемый процесс. В направлении разрабатываются проблемы формирования профессиональной направленности, профессиональной мотивации, профессиональных намерений личности. Ведется разработка программ помощи субъекту, который находится в ситуации выбора профессии.
2. Изучение психологических и социальных особенностей профессионального самоопределения. Разработкой данного направления занимаются М.П. Гинзбург, И.С. Кон, Пряжников, Л.Я. Рубина, В.Ф. Сафин, П.А. Шавир и другие психологи и социологи.
В данном направлении профессиональное самоопределение понимается как процесс, проходящий в двух планах:
- во внутреннем, как деятельность личности по самооосознанию и конструированию своей жизни;
- во внешнем, как реальная деятельность, связанная с поиском и выбором профессии.
В исследованиях данного направления выявлено, что профессиональное самоопределение может быть направленно на выбор конкретной специальности или на выбор группы профессий, т.е. человек в данном случае ориентируется на определенный социальный статус.
Получены данные, что предпосылками профессионального самоопределения являются: навыки анализа, абстрактное мышление, адекватная самооценка, навыки сознательного соподчинения мотивов, волевые качества, трудолюбие, общий уровень зрелости человека, т.е. особенностей личности, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса.
К компонентам направленности личности, динамизирующих процесс профессионального самоопределения и обуславливающих избирательность реагирования человека, относятся: потребность в профессиональном самоопределении, существующие у человека «учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы и представления о жизненных ценностях.
Выявлены следующие типы самоопределения: в конкретной трудовой функции, операции; профессиональное самоопределение на конкретном трудовом посту; в специальности; профессиональное самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей); жизненное самоопределение, где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью). Высшим уровнем жизненного самоопределения является личностное самоопределение, а высшим уровнем личностного самоопределения является самоопределение в культуре.
3. Изучение профессионального самоопределения в связи с профессиональным становлением человека. В рамках данного подхода профессиональное самоопределение рассматривали Е.А. Климов Т.В. Кудрявцев, В.А.Бодров и другие.
В данном направлении понимается как проявление психического развития, процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
В процессе профессионального развития выделяют фазы или стадии: формирование психологической готовности к профессиональному выбору, осуществление этого выбора, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля деятельности и средств профессиональной деятельности, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям.
Выделены показатели, определяющие динамику профессионального самоопределения – это формирование «образа-Я» и изменение его структуры в ходе ПС, определяющее отношение личности к себе как профессионалу на всех психологических уровнях: когнитивном, эмоционально-мотивационном и поведенческом.
Профессиональное самоопределение является психологической деятельностью, в ходе которой происходит реализация функции интеграции, как разнообразных форм активности, так и собственно личности, при этом происходит реализация следующих целей: «психологическая защита, решение задач на смысл».
Условием протекания профессионального самоопределения является отображение преобразования психологической структуры личности во внешней среде, через поступок.
В ходе анализа литературы были выделены варианты структуры профессионального самоопределения.
Борисова Е.М. изучая профессиональное самоопределение, выявила следующие элементы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.