Ответы на вопросы № 19-32 государственного экзамена по дисциплине «Аудит» (Рабочие документы аудитора. Аудит учета собственного капитала)

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

19. Рабочие документы аудитора

ФПСАД №2 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА»

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Рабочие документы используются: при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как: характер аудиторского задания; требования, предъявляемые к аудиторскому заключению; характер и сложность деятельности аудируемого лица; характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу; конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.).

Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица; выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов; информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок; доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы; анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения; сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения; доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена; сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения; подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля; письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором; копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, не менее 5 лет. Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

20. Методы аудиторской проверки

Метод аудиторской проверки – это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Эти приемы можно объединить в три группы:

1. Определение реального состояния объектов – это осмотр, пересчет, измерение, позволяющее определить количественное состояние объектов; лабораторный анализ, определяющий качественное состояние объекта; запрос; документальная проверка; инвентаризация. 2. Аналитические процедуры. 3. Оценка – это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разделить на: а) методы организации аудита: сплошная проверка, выборочная, документальная, фактическая, аналитическая и комбинированная; б) конкретные методы проверки операций, счетов, документов, предусмотренные ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства».

Для получения аудиторских доказательств аудитор может применить следующие  аудиторские  процедуры:  запрос, инспектирование, наблюдение, подтверждение, пересчет, повторное проведение, аналитические процедуры, либо сочетания их. Длительность выполнения указанных процедур зависит от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

1) Процедура запроса состоит в том, что аудитор обращается к  осведомленным  лицам, являющимся работниками аудируемого  лица  или  не являющимся работниками аудируемого лица, по интересующему  аудитора вопросу и оценивает их ответы на такое обращение. Запросы могут быть официальными письменными и неофициальными устными. Сам по себе  запрос,  как  правило,  не дает достаточных надлежащих аудиторских доказательств  отсутствия  существенного искажения  на  уровне  предпосылок  составления  бухгалтерской отчетности или доказательств операционной эффективности средств контроля.

2) Процедура  инспектирования состоит в том, что аудитор изучает созданные аудируемым лицом или полученные аудируемым лицом извне учетные записи и документы на бумажном или электронном носителе информации, а также осуществляет физический осмотр материальных активов. При  инспектировании аудитор должен  учесть то, что отдельные документы могут представлять собой непосредственные аудиторские доказательства существования актива, однако в результате инспектирования таких документов не всегда могут быть получены аудиторские доказательства  в  отношении  прав на этот актив или его стоимостной оценки (например, акции, облигации).

3) Процедура наблюдения состоит в том, что аудитор изучает  процесс  или  процедуру, выполняемые  другими  лицами.  Примером наблюдения  является  изучение аудитором: подсчета материальных  запасов, выполняемого  персоналом  аудируемого  лица;  выполнения  персоналом аудируемого лица контрольных действий. Данная аудиторская процедура ограничена во времени лишь тем моментом, в который она проводится, а также тем, что сам  факт наблюдения может оказывать влияние на выполняемый процесс  или процедуру.

4) Процедура подтверждения состоит в том, что аудитор получает аудиторское доказательство непосредственно от третьей стороны в виде  ответа в письменной  форме на бумажном или электронном носителе.

5) Процедура пересчета состоит в том, что аудитор проверяет точность арифметических подсчетов в первичных учетных и иных документах, учетных  записях. Пересчет может выполняться вручную или автоматически.

6) Процедура повторного проведения состоит в том, что аудитор самостоятельно выполняет процедуру или контрольное действие, которые  изначально выполнялись в рамках системы внутреннего контроля аудируемого лица.

7) Аналитические процедуры состоят в том, что аудитор оценивает

Похожие материалы

Информация о работе