Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. Анализ ассортимента и структуры продукции

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Проводя анализ, необходимо иметь в виду, что анализ продажи продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, следовательно, и прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа по методике Г. В. Савицкой определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. При анализе находят такие показатели, как:

¾  недопоставка продукции = фактически отгружено – план поставки по договору;

¾  зачетный объем в пределах плана: равняется наименьшему значению из таких показателей «Фактически отгружено» и «План поставки по договору»;

¾  процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

К = .

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности самого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и продажи продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

¾  определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

¾  оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

¾  изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

¾  оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту):

К = .

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (продажи) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на такие экономические показатели, как: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. При данном способе рассчитывают следующие показатели:

¾  выпуск продукции фактический в плановых ценах: ВПф = S(ВПф.общ. * УДiф * Цiпл), где УДiф – удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства по фактическим данным; Цiпл – плановая цена отдельных видов продукции;

¾  выпуск продукции фактический в плановых ценах при плановой структуре ВПусл = S( ВПф.общ. * УДiпл * Цiпл).

Рассчитав оба этих показателя, можно определить влияние изменения структуры на выпуск продукции: DВПстр = ВПф – ВПусл.

Также влияние структурных сдвигов на выпуск продукции можно найти

Похожие материалы

Информация о работе