Определение выполнения плана по объему продажи продукции

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

данный показатель рассчитывается как в действующих оптовых ценах, так и в сопоставимых оптовых ценах.

Количественная оценка изменения физического объема продукции дается при помощи абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютного размера прироста; темпа роста и темпа прироста.

После оценки динамики объема продукции за два смежных года переходят к построению динамического ряда показателей продукции за ряд лет. При построении динамического ряда с периодом более года необходимо помнить, что непосредственное сопоставление абсолютных данных об объеме продукции в разные годы недопустимо из-за различия в методологии расчетов показателей за каждый отдельный отчетный год. Построение сквозного ряда динамики осуществляется цепным методом — путем перемножения годовых темпов роста показателей за два смежных периода (которые приведены к сопоставимому виду в отчетах предприятия по продукции).

Характеристики темпов роста показателей в дальнейшем должны быть дополнены абсолютными характеристиками приростов, так как абсолютное значение 1 % прироста каждого показателя продукции имеет различную величину. Характеристикой среднего темпа роста служит средняя геометрическая, т.е. корень n-й степени из произведения n -коэффициентов годовых темпов, если n — число лет.

Анализ динамики позволяет дать оценку скорости изменения объема производства за анализируемый период (абсолютный прирост), измерить интенсивность и направление изменения продукции по годам (темп роста и прироста), учесть весомость темпов прироста объема производства по каждому году (абсолютное значение 1% прироста).

При анализе ассортиментной структуры продукции необходимо сгруппировать изделия по отраслевым сегментам, как соответствующие и не соответствующие профилю данного предприятия, как основную продукцию и продукцию культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сравнимую и несравнимую. Сдвиги в структуре продукции влияют на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности — выпуск и продажу продукции, производительность труда, себестоимость и прибыль.

Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку, а обусловленные неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления — отрицательную оценку.

Предприятиям с большим количеством наименований изделий рекомендуется следующая методика определения общего процента выполнения плана по ассортименту:

1  выявляется недовыполнение плана по каждой позиции ассортимента:

= ;

2  подсчитывается недовыполнение плана по всему ассортименту:

= ;

3  определяется процент выполнения плана по ассортименту:

100% –  , где qпi — объем производства i-го изделия по плану; qфi— объем производства i-го изделия фактически; m — число позиций ассортимента.

Для предприятий, где число видов продукции относительно невелико удобна следующая оценка ассортиментных сдвигов:

Кассорт.сд.= (Кпо вп – Кпо ассорт) + (100 – Кпо ассорт), где Кпо вп – процент выполнения плана по выпуску (;

Кпо ассорт – процент выполнения плана по ассортименту (.

Структурные сдвиги в составе продукции требуют особого анализа в условиях деятельности групп предприятий и составления консолидированной отчетности. В различных типах групп предприятий применяют метод учета продукции без внутреннего оборота и метод, когда продукция различных предприятий суммируется, т.е. имеет место повторный счет в составе продукции.

В силу различия организационно-технического уровня предприятий в составе группы качественные показатели деятельности отдельных предприятий также различны: значительны колебания в трудоемкости, материалоемкости и рентабельности продукции. Отсюда даже незначительные колебания удельных весов продукции различных предприятий ведут к значительным колебаниям обобщающих показателей группы предприятий.

Важным направлением повышения эффективности производства является рост качества производимой продукции. Под качеством продукции понимается совокупность полезных свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Влияние качества на общий объем производства продукции определяется, как правило, прямым счетом по разнице между ценой изделий повышенного качества и ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и, соответственно, по цене, то влияние изменения качества на объем выпуска продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.

Порядок расчета средней взвешенной цены следующий:

1  Определяют плановую и фактическую среднюю цену на изделие с учетом объема по каждому сорту. Средняя взвешенная арифметическая цена плановой продукции () рассчитывается по формуле:

 = , где qпi — количество продукции i-го сорта по плану; Цпi — плановая цена за изделие i-го сорта.

Средняя взвешенная арифметическая цена фактически проданной продукции () рассчитывается по формуле:

 = , где qфi —количество продукции i-го сорта фактически; Цфi —цена

Похожие материалы

Информация о работе