Разработка принципов оценки качества экономической политики с использованием показателей национальных счетов и предложений по совершенствованию национального счетоводства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Достаточно вспомнить мировые кризисы конца XIX -начала XX века или более раннюю колониальную политику, когда бескризисное развитие метрополий обеспечивалось за счет крайней нищеты колоний. Сегодняшний день в этом миропорядке изменил только одно - на смену колониальной пришла неоколониальная политика, позволяющая богатым и сильным странам экспортировать кризис в бедные и слабые. Однако экономический эффект от подобного экспорта ограничен, а значит эпоха неоколониализма закончится тем же - чередой тяжелых мировых экономических кризисов, которые неизбежно приведут человечество к новому этапу - сбалансированному развитию экономики. Но вместе со взглядами на теорию кризисов меняются и подходы к его определению. В последние годы в отечественной и международной экономической практике понятие кризиса получило чрезвычайно широкое толкование. Нередко кризисом называют не только 10 ухудшение экономических показателей, но даже некоторое их улучшение. В качестве примера можно привести современную Россию, в которой ВВП растет уже на протяжении нескольких лет начиная с 1999 г. Однако этот рост пока не может компенсировать того падения, которое наблюдалось за прошедшее десятилетие. Кроме того, тот уровень экономического развития, на котором находится современная Россия, явно уступает по всем ключевым показателям уровню развития передовых держав в мире, что явно не соответствует амбициям россиян, привыкших за годы СССР к роли сверхдержавы. Все это еще раз подчеркивает, что при определении кризиса мы не можем не учитывать динамику экономических показателей за целый ряд прошедших лет, а также сравнительную величину этих показателей относительно уровня зарубежных стран. Государственное регулирование экономики предполагает прямое или косвенное воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Это является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. В странах с рыночной экономикой осуществляется диверсификация! форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое, прямое и косвенное регулирование. Задействуя с помощью этих рычагов экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение хозяйствующих субъектов в качестве производителей и потребителей, а не на само производство и потребление. Формы и методы государственного регулирования под воздействием времени претерпевают изменения. Реализация с середины 30-х до 70-х годов XX века кейнсианской модели государственного регулирования ознаменовалась введением новых регуляторов и инструментов, в том числе индикативного и стратегического планирования, государственной поддержки частного сектора. Был сформирован новый финансово-бюджетный механизм, который путем воздействия на динамику общественного спроса был использован для стабилизации экономики, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний. С середины 70-х годов начался переход к новой: модели государственного регулирования, вызванный несоответствием сложившихся его форм новому витку развития интеграционных связей в мировой экономике. Сущность новой модели состояла в переориентации государственного регулирования с "жестких" методов на более "мягкие", с прямых форм регулирования на косвенные, выдвижение на первый план инструментов кредитно-денежной политики, изменение налоговой и бюджетной политики. Главной функцией государства становится организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Общая координация экономического процесса осуществляется 11 путем выработки и воплощения в жизнь долгосрочной экономической стратегии, проведения гибкой структурной, научно-технической, инновационной и других форм промышленной политики. Центр тяжести переносится на качественные параметры экономического развития: повышение качества жизни, защиту окружающей среды. Однако подобные тенденции в государственном регулировании вовсе не являются доказательствами большей эффективности "мягких" мер по сравнению с "жесткими". Смягчение государственного регулирования в развитых странах во многом связано с достижением их экономиками в предшествующий период относительно высоких темпов роста. Желание закрепить положение мировых лидеров и боязнь разрушить стабильность собственных экономических систем подтолкнула эти страны к переходу на косвенные методы государственного регулирования, менее болезненные для населения и более удобные для поддержания сложившейся ситуации на мировых рынках. При возникновении серьезных кризисов вновь приходилось вспоминать о более жестком, но и более действенном инструментарии. Антикризисное регулирование является важнейшей составной частью государственного регулирования экономики. Значительная часть мер государственного регулирования направлена либо на предотвращение кризиса, либо на борьбу с ним. Только государство, обладающее значительными финансовыми, административными, законодательными и иными ресурсами способно стать организатором скоординированной антикризисной политики в масштабах всей национальной экономики. Следует признать, что проблема борьбы с кризисом тесно связана с проблемой устойчивого экономического роста. Очевидно, что преодоление кризиса и твердое вступление на путь

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
92 Kb
Скачали:
0