Новые системы финансового учета. Программы есть - учителей не хватает

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

30.11.2006

Век живи – век учись

Издание: Новые системы финансового < учета >

Такое требование предъявляет к аудиторам международное сообщество.

Проект ТАСИС окончен, но работа продолжается» — под таким девизом проходила заключительная конференция проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита < в > РФ», на которой рассматривались вопросы деятельности профессиональных аудиторских объединений (ПАО), повышения квалификации аудиторов, повышения доверия к профессии аудитора. Позже конференция была дополнена презентацией «Двадцать лет реформы аудита и < бухгалтерского > < учета > < в > Российской Федерации», хозяева и гости которой делились своими воспоминаниями, которых и у российских специалистов, и у западных экспертов за эти годы накопилось немало.

Европа нам поможет!

С 1989 г. по настоящее < время > < в > СССР и России действовало 16 международных проектов, так ми иначе связанных с реформой < бухгалтерского > < учета > и аудита. Все они осуществлялись под отдельным или совместным патронажем четырех организаций - ТАСИС, ОЭСР, ООН и Всемирного Банка. Программа ТАСИС (технического содействия странам СНГ) была создана в 1990 г по инициативе Евросоюза на безвозмездной (грантовой) основе с целью содействия в < развитии > экономических и социальных реформ, рыночных механизмов в экономике 12 стран на < постсоветском  пространстве. Программа ТАСИС в России состоит из отдельных проектов, отобранных в соответствии с планом, совместно разработанным Правительством РФ и руководством ЕС.

В течение 90-х гг. на 1,5 тыс. проектов, действовавших на территории РФ в рамках ТАСИС, было выделено 2.7 млрд евро. Проекты охватывали самый широкий спектр областей, начиная от реформы энергетики до реформы образования. В центре внимания каждого из них всегда оставались вопросы экономического сотрудничества (развитие негосударственного сектора экономики, реорганизация и приватизация предприятий, привлечение инвестиций, стимулирование предпринимательской активности). Но для грамотного осуществления грандиозных замыслов в какой бы то ни было области наряду с узкопрофильными специалистами требовались высококвалифицированные бухгалтеры и аудиторы. Сегодня те, кто стоял у истоков профессии аудитора в России, и их западные коллеги с улыбкой вспоминают, что работу приходилось начинать с поисков общего языка в буквальном смысле этого слова: в термины, которые сейчас кажутся нам сами собой разумеющимися, обе стороны поначалу вкладывали совершенно различный смысл.

По словам представителя ЕС Марка ФРАНКО, выступившего на презентации, «реформа бухгалтерского учета и аудита признана важнейшим фактором развития народного хозяйства в Европе и мире, в нынешних условиях она особенно важна и для России. ТАСИС стал крупнейшим контрагентом по этому направлению». Эта программа, подчеркнул далее Франко, сумела охватить своими проектами три ключевых компонента, без которых невозможно получение достоверной финансовой информации о состоянии компаний: следование международным стандартам, проверка со стороны независимых аудиторов, высокий уровень корпоративного управления. Правда, если раньше при разработке такой информации компаниям предписывалось исходить, главным образом, из интересов инвесторов, то теперь акценты смещаются в пользу интересов других участников рынка, в частности вкладчиков и страхователей. В этой связи ЕС сегодня уделяет особое внимание созданию эффективной аудиторской системы на основе международных стандартов аудита (напомним, что 12 октября по инициативе Европейской Федерации Бухгалтеров в Брюсселе состоялась конференция по вопросам регулирования аудита, - Прим. ред.). В частности, речь идет о разработке нового варианта Восьмой Директивы ЕС по обязательному аудиту, внедрение которой запланировано в 25 государствах-членах ЕС.

Марк Франко также отметил, что ЕС признает прогресс России на пути реформ бухучета и аудита, но призывает помнить о том, что реформирование — процесс непрерывный и он невозможен без построения грамотной системы подготовки и переподготовки аудиторов.

Дорогие наши столицы...

Тем, кто всерьез озабочен судьбой отечественного аудита, наверняка небезынтересно узнать, на какую же «почву» падают «зерна» реформы и каковы у них шансы «прорасти»? Контуры российского рынка аудиторских услуг участникам конференции очертил руководитель Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонид ШНЕЙДМАН. По данным Минфина РФ, число реально работающих в России аудиторских организаций составляет 4,5 - 5 тыс., а аудиторов насчитывается от 25 до 28 тыс. Основная их масса сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. За ними идут Московская, Нижегородская. Свердловская, Челябинская области и Краснодарский край, причем стабильностью из этого списка обладают лишь Московская область и Краснодарский край - в остальных регионах па протяжении вот уже нескольких лет численность аудиторских организаций падает. В среднем в большинстве регионов действуют не более 20 аудиторских организаций, созданных около 5 лет назад. Москва, однако, и здесь составляет исключение: многие столичные компании отметили 10- и даже 15-летние юбилеи.

Оборот отечественного рынка аудиторских услуг составил в 2005 г более 27 млрд. руб., продемонстрировав 30%-ный рост по сравнению с 2004 г, правда, этот рост обусловлен ростом цен на аудиторские услуги, а отнюдь не увеличением числа клиентов. Совокупный доход всех аудиторских организаций одного региона в среднем составляет чуть более 70 млн руб. По прогнозам, нынешний год также можно будет отнести к удачным, правда, одним удача улыбается чуть-чуть шире, чем другим. Речь опять идет о крупнейших городах России. В частности, сегодня на 35% столичных аудиторских компаний приходится более 70% доходов всего аудиторского рынка страны; только за 2005 г. их прирост составил около 38%. У Санкт-Петербурга результаты еще более впечатляющи: прирост составил около 45%. Б регионах этот показатель гораздо скромнее - около 13%.

На компании «большой четверки», которую порой обвиняют в намерениях поглотить российский рынок, по словам Шнейдмана, приходится примерно треть доходов этого рынка, причем эта треть обеспечивается трудом всего-навсего 1% аудиторов и 1.5% от общего числа клиентов. Клиентская же база всех российских аудиторских компаний насчитывает сегодня около 53 тыс. организаций, причем на 37% клиентов столичных аудиторских компаний приходится 73% доходов рынка. То есть москвичам опять повезло, на этот раз с более богатыми клиентами.

Основная доля доходов аудиторских компаний (более 65%), включая крупнейшие из них, на протяжении ряда лет приходится именно на проведение аудита. Это достаточно существенное отличие российского рынка от западного, где доходы от так называемого чистого аудита составляют около 30%.

Из каких штрихов складывается «портрет» средней российской аудиторской организации? По количественным параметрам различия между московскими и региональными компаниями не очень значительны: все они примерно «ровесники» с одинаковым штатом, одинаковым количеством аттестованных аудиторов и даже числом обслуживаемых клиентов. Единственное, что их разделяет, как уже было сказано, - это уровень доходов. Правда, разница между такими показателями, как доход в расчете на одного клиента, доход в расчете на одного работника и доход в расчете на одного аудитора, в столице и на периферии незначительна. По мнению экспертов, такая ситуация складывается из-за того, что в структуре крупнейших российских аудиторских компаний велика доля управленческого и обслуживающего персонала.

Как особо подчеркнул Шнейдман, проведенное исследование позволяет сделать важный вывод о репутации отечественных бухгалтеров. Более половины аудиторских заключении, выданных по результатам обязательного аудита, - положительные; остальные — условно положительные, и этот факт напрочь опровергает звучащие порой высказывания о том, что российская отчетность пестрит ошибками, в большинстве случаев недостоверна и не может быть использована для анализа финансового состояния предприятия.

Итак, официальные масти исходят из того, что российский рынок аудиторских услуг сформировался, растет высокими темпами и имеет потенциал для дальнейшего роста, причем за счет оказания не только аудиторских, но и сопутствующих услуг: (Например, недавно одобренная Правительством РФ концепция развития межбюджетных отношений предусматривает проведение экспертизы бюджетов различных уровней*).

Программы есть - учителей не хватает

Если законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», «зависший* в Государственной Думе РФ, будет все-таки принят, независимым аудиторам предстоит заверять консолидированную финансовую отчетность публичных компаний и банков, составленную по МСФО, что требует гораздо более глубоких знаний и практических навыков. Проект новой концепции системы аттестации аудиторов РФ, совместно разработанный российскими специалистами и иностранными консультантами в преддверии принятия вышеуказанного ФЗ, исходит из того, что наличие сданных экзаменов и формальных документов не является самым эффективным и действенным способом проверки соответствия аудитора уровню предстоящего аудита. Согласно концепции, в каждой аудиторской компании должны действовать процедуры контроля за необходимым объемом знаний и практического опыта аудиторов для успешного выполнения ими своих рабочих обязанностей. Проще говоря, аудитор должен учиться всю сознательную жизнь, своевременно знакомясь с меняющимися требованиями законодательства, новыми научными методиками и особенностями ведения бизнеса новых клиентов. В свою очередь, саморегулируемые аудиторские объединения (САО) призваны следить за тем, как компания пестует своих сотрудников. Непрерывное профессиональное обучение в зависимости от конкретной ситуации, характера предстоящей работы и продвижения по карьерным ступеням авторы концепции считают более предпочтительным, чем нынешняя аттестация с разовой сдачей экзамена.

Следующий радикальный шаг, содержащийся в концепции, - переход к аттестату единого образца, который действует сегодня в большинстве экономически развитых стран мира согласно международным стандартам аудита (МСА), как известно, вызвал у профессионального сообщества весьма неоднозначную реакцию. Дискуссии о введении единого аттестата (или по крайней мере условий, на которых он будет введен) по-прежнему носят весьма острый характер, и мы неоднократно освещали их на страницах журнала.

Своим видением содержания программы обучения на единый аттестат с участниками конференции поделился заведующий кафедрой АХД МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество», профессор Анатолий ШЕРЕМЕТ. По его мнению, новый вариант должен представлять собой углубленную программу общего аудита, которая базируется на основных вузовских дисциплинах - «Общие вопросы и принципы теории бухучета», "Финансовый анализ», «Анализ затрат и управленческий учет», «Аудит» и других, а также полностью охватывает содержание международных стандартов образования (МСО) и типовой программы ЮНКТАД ООН. Правда, МСО 2 честно предупреждает, что для будущей карьеры аудитора некоторые знания могут, попросту говоря, не пригодиться, поэтому излишне расширять список предметов не стоит. Иными словами, последовательное обучение на протяжении профессиональной карьеры аудитора является более существенным, чем любые, даже самые полные знания, полученные им единовременно. Так называемые узкоспециализированные знания в области аудита банков, страховых организаций, бирж инвестиционных институтов, внебюджетных фондов, транснациональных компаний, проверки консолидированной отчетности, отчетности, составленной по МСФО и т. д., аудитор сможет получить на спецкурсах при последующем повышении квалификации.

Как отметил Шеремет, в системе спецкурсов необходимо выделить следующие группы;

-        спецкурсы по аудиту отдельных объектов отраслей экономики, особенности составления финансовой отчетности которых предусмотрены МСФО (банки, страховые компании, биржи и т. д.);

-        спецкурсы по отдельным видам финансовой отчетности (транснациональных корпораций, консолидированной финансовой МСФО и т. д.);

-        спецкурсы по трансформации и составлению отчетности по МСФО, отдельным

МСА и сопутствующих аудиту услуг;

-        спецкурсы, углубляющие знания аудитора в правоведении, бухгалтерском учете, налогообложении, финансовом управлении и анализе, современных методах и методиках аудита и знаний бизнеса, информационных технологий;

-        обзорный спецкурс по новым и актуальным проблемам аудиторской деятельности в год продления аттестата.

Успешная сдача экзамена на получение единого аттестата будет давать право на звание аудитора-специалиста. Специализация в рамках спецкурсов в соответствии с МСО уже означает приобретение квалификации аудитора-профессионала и сопровождается выдачей сертификата.

МСО 2 предусматривает два пути получения профессионального бухгалтерского образования и последующего повышения квалификации: в академических условиях, то есть в вузах, или в учебно-методических центрах (УМЦ) профессиональных аудиторских объединений (ПАО). Доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный директор аудиторской фирмы «Старовойтова и партнеры» Елена СТАРОВОЙТОВА отметила, что профессиональный уровень большинства преподавателей УМЦ, особенно в районах, к сожалению, оставляет желать лучшего. «Выписывать» столичных преподавателей провинции не по карману: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов пытается решить эту проблему путем организации выездных бесплатных семинаров. Международный центр финансово-экономического развития (МЦЭФР) ведет трансляцию  семинаров из Москвы, но силы для масштабной подготовки специалистов высокого уровня  в регионах пока отсутствуют. Выходом из положения в какой-то мере может стать подготовка в режиме on-line, правда, подобный опыт есть только у АССА (см. НСФУ № 4-5, с. 69). Финансовый директор АБиАС, председатель Комитета по работе с аудиторами АПР Ольга НОСОВА напомнила, что для придания системе on-line полноправного статуса необходимо ее признание Минфином: представители УМЦ должны быть уверены, что такая подготовка завершится выдачей сертификата.

Врезка 1 

Международные проекты в СССР и РФ (1989 - 2008 гг.):

Проект — План счетов (1989 — 1991)

Проект — План счетов в банковской области (1991 — 1992)

Первый проект ТАСИС в области реформ бухгалтерского учета и аудита (1992 —1996)

Консультационный Совет по методологии бухгалтерского учета (1992 — 1998)

Программа подготовки кадров в области бухгалтерского учета и аудита

в России (1993- 1996)

Банковская школа по МСФО (1993 — 1995)

Национальный фонд подготовки кадров (1994 — 2000)

Круглый стол по корпоративному управлению (199$ — 2006)

Осуществление реформы бухгалтерского учета (1999 — 2002)

Поддержка реформы (2000 - 2002)

Реформа российского аудита (2001 — 2003)

Осуществление реформы бухгалтерского учета -2 (2003 — 2005)

Банковский надзор и бухгалтерский учет (2003 — 2005)

Корпоративное управление в России (2004 — 2005)

Осуществление реформы аудита (2004 — 2006)

Осуществление реформы бухгалтерского учета (2005 — 200J)

Переход к МСФО в банковском секторе (2006 — 2008)

(Продолжение темы планируется в ближайших номерах журнала)

Похожие материалы

Информация о работе