Возможности и условия перехода на Международные стандарты финансовой отчетности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

"ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА МСФО", « услуги» генерального директора ООО « услуги» - 14 Марта 2004

ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА МСФО

Приведение системы российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами предполагалось еще в 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98  № 283 «Об утверждении Программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» был установлен план перехода к составлению бухгалтерской отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (далее  – МСФО), предусматривающий реформирование бухгалтерского учета в срок до 2000 г. Очевидно, что финансовый кризис 1998 г. не позволил довести данное начинание до конца в намеченные сроки.

Безусловно, переход на применение МСФО является положительным шагом в реформировании российского бухгалтерского учета и вызван задачами ликвидации различий экономических и юридических условий при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

Необходимо критически отнестись к стратегии перехода на МСФО путем сближения российских стандартов бухгалтерского учета  и МСФО. Так, приказом Минфина России от 19.11.02 № 114/н  утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное положение предполагает учет  временных и постоянных налоговых разниц и налоговых обязательств, т.е. фактически полное дублирование данных налогового учета в бухгалтерском учете. Предполагалось, что ПБУ 18/02 сможет заменить собой налоговый учет, учитывая доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль с помощью корректировок. В то же время, ПБУ 18/02 находится «в отрыве» от общих правил российского бухгалтерского учета и в настоящее время представляет собой лишь дополнительный вид учета, дублирующий налоговый учет.

Современный этап интеграции МСФО в национальные системы учета предполагает выбор одной из двух стратегий. Первая заключается в принятии МСФО в качестве национальных стандартов или устранении различий между национальными стандартами и МСФО. Однако следует отметить, что в странах, избравших такой путь, национальные стандарты разрабатывают существующие либо специально создаваемые негосударственные профессиональные организации: например, в Австралии – Совет по финансовой отчетности, в Сингапуре – Министерством финансов специально создается Комитет по раскрытию информации и стандартам финансовой отчетности.

Второй вариант стратегии по внедрению МСФО предполагает существование двух видов учета (учет в соответствии с МСФО и учет для целей исчисления налоговой базы по различным налогам) при условии определения на уровне законодательства круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО. В то же время, налоговый учет ведут все компании без исключения.

В большинстве стран МСФО применяются или планируются к применению только для подготовки консолидированной (сводной) отчетности группы компаний. Что касается индивидуальной отчетности компаний как юридических лиц, лишь немногие страны перешли на МСФО, что связано, прежде всего, с проблемами определения налоговой базы и необходимости ведения учета для целей налогообложения. В качестве примера страны, перешедшей на МСФО для составления индивидуальной отчетности, можно привести Великобританию, что, на наш взгляд связано прежде всего с построением принципов МСФО на англосаксонской системе права.

В 2002 г. Европейский парламент и Европейский совет министров приняли законодательный акт, предусматривающий признание стандартов, разработанных Комитетом по МСФО. Начиная с 2005 г., все компании Евросоюза, акции которых котируются на фондовых биржах, должны подготавливать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

По нашему мнению, принятие МСФО будет означать, что инвесторы и другие заинтересованные лица получат возможность сравнивать сходные данные, что позволит обеспечить надлежащий уровень прозрачности и доверия к финансовой отчетности российских организаций. Цель перехода на МСФО – повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей, и в первую очередь – для банков, оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков.

Правовое обеспечение перевода отчетности на МСФО

В настоящее время  Государственной Думой РФ принят  законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», который вместе с тем не учитывает ряд проблем, которые возникнут при внедрении МСФО.

Одной из таких проблем является придание международным стандартам

Похожие материалы

Информация о работе