"ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА МСФО", « услуги» генерального директора ООО « услуги» - 14 Марта 2004
ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА МСФО
Приведение системы российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами предполагалось еще в 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» был установлен план перехода к составлению бухгалтерской отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО), предусматривающий реформирование бухгалтерского учета в срок до 2000 г. Очевидно, что финансовый кризис 1998 г. не позволил довести данное начинание до конца в намеченные сроки.
Безусловно, переход на применение МСФО является положительным шагом в реформировании российского бухгалтерского учета и вызван задачами ликвидации различий экономических и юридических условий при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.
Необходимо критически отнестись к стратегии перехода на МСФО путем сближения российских стандартов бухгалтерского учета и МСФО. Так, приказом Минфина России от 19.11.02 № 114/н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное положение предполагает учет временных и постоянных налоговых разниц и налоговых обязательств, т.е. фактически полное дублирование данных налогового учета в бухгалтерском учете. Предполагалось, что ПБУ 18/02 сможет заменить собой налоговый учет, учитывая доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль с помощью корректировок. В то же время, ПБУ 18/02 находится «в отрыве» от общих правил российского бухгалтерского учета и в настоящее время представляет собой лишь дополнительный вид учета, дублирующий налоговый учет.
Современный этап интеграции МСФО в национальные системы учета предполагает выбор одной из двух стратегий. Первая заключается в принятии МСФО в качестве национальных стандартов или устранении различий между национальными стандартами и МСФО. Однако следует отметить, что в странах, избравших такой путь, национальные стандарты разрабатывают существующие либо специально создаваемые негосударственные профессиональные организации: например, в Австралии – Совет по финансовой отчетности, в Сингапуре – Министерством финансов специально создается Комитет по раскрытию информации и стандартам финансовой отчетности.
Второй вариант стратегии по внедрению МСФО предполагает существование двух видов учета (учет в соответствии с МСФО и учет для целей исчисления налоговой базы по различным налогам) при условии определения на уровне законодательства круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО. В то же время, налоговый учет ведут все компании без исключения.
В большинстве стран МСФО применяются или планируются к применению только для подготовки консолидированной (сводной) отчетности группы компаний. Что касается индивидуальной отчетности компаний как юридических лиц, лишь немногие страны перешли на МСФО, что связано, прежде всего, с проблемами определения налоговой базы и необходимости ведения учета для целей налогообложения. В качестве примера страны, перешедшей на МСФО для составления индивидуальной отчетности, можно привести Великобританию, что, на наш взгляд связано прежде всего с построением принципов МСФО на англосаксонской системе права.
В 2002 г. Европейский парламент и Европейский совет министров приняли законодательный акт, предусматривающий признание стандартов, разработанных Комитетом по МСФО. Начиная с 2005 г., все компании Евросоюза, акции которых котируются на фондовых биржах, должны подготавливать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
По нашему мнению, принятие МСФО будет означать, что инвесторы и другие заинтересованные лица получат возможность сравнивать сходные данные, что позволит обеспечить надлежащий уровень прозрачности и доверия к финансовой отчетности российских организаций. Цель перехода на МСФО – повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей, и в первую очередь – для банков, оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков.
В настоящее время Государственной Думой РФ принят законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», который вместе с тем не учитывает ряд проблем, которые возникнут при внедрении МСФО.
Одной из таких проблем является придание международным стандартам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.