Российская цивилизация как уникальный феномен. Русское и протестантское отношение к работе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Однако при переводе китайского текста на русский язык сами по себе семь букв, которые передают слово "сюрприз", никакой картинки в себе не несут. Таким образом, перевод теряет очень много из подтекста, существующего в китайском оригинале.

Для изучения китайского языка необходимо выучить не тридцать две буквы, а десять тысяч сложных иероглифов, и нам кажется, что это очень неудобно, но при этом мы совершенно не замечаем преимущества иероглифов как средства, с помощью которого можно передавать и сталкивать между собой не только смысловые, но и визуальные образы.

Существует и другое различие. Чтобы обозначить слово "сюрприз", русским необходимо одну за другой написать семь букв. Этот метод написания слов указывает на тенденцию европейской культуры размышлять и действовать последовательно, как бы раскладывая сложные явления на составляющие их элементы - "буквы". Китайцам же необходимо создать комбинацию определенных форм и символов, которые затем должны быть восприняты и поняты как один иероглиф. В результате китайцы выработали умение смотреть на вещи одновременно с разных сторон, комбинировать несколько различных ингредиентов в одно, удивительно гармоничное, целое. Выбранная ими система письма оказала значительное влияние на многие аспекты развития китайской цивилизации, впрямую не связанные с письменностью. Например, китайскую кухню или китайскую медицину иностранцу невозможно понять без учета концепции "различные элементы создают единое целое", то есть концепции иероглифа.

Точно так же российская цивилизация строится на некоторых фундаментальных принципах, которые кардинально отличаются от западных, отличаются так, что совершенно неочевидно возможно ли и стоит ли строить в России демократию западного типа.

Многие западные исследователи, пытающиеся понять российскую цивилизацию, находят в словаре современного русского языка такие слова, как "демократия" или "закон" и делают допущение, что эти слова в России имеют тот же смысл, что и на Западе. Мы увидим, что такой подход является абсолютно ложным, а попытка построить "западное общество" в России по западным рецептам, не адаптированным к российской действительности не случайно оказалась малоуспешной.

Рассмотрим концепцию частной собственности, настолько же базовую для развития западного общества, как алфавит для развития западной системы письма. Западные законы, западные обычаи, западная мораль основаны на концепции частной собственности. Однако в России эта концепция отсутствовала, и все аспекты социальной жизни, вся логика развития российского общества определялись именно отсутствием этой концепции. Как следствие, многие базовые аспекты российского общества сформировались в нечто совершенно отличное от их западных "эквивалентов".

Это дает нам основание утверждать, что русская культура не просто отлична от западной (в том смысле, как английская культура отлична от французской): русская культура отличается от западной настолько фундаментально, что мы можем утверждать о существовании совершенно отдельной российской цивилизации.

Уникальность российской цивилизации долго не замечали потому, что все концепции западной цивилизации существуют и в цивилизации российской, хотя и в совершенно измененном виде.

Поясню это на примере: в Тайланде существует вкусный тропический фрукт рамбутан. В России такой фрукт не растет, и поэтому в словаре Даля слова "рамбутан" нет. Но когда англичанин пытается найти в словаре русского языка эквивалент английскому слову "law" (закон), он действительно находит русское слово "закон" и делает допущение, что под этим словом русские понимают то же самое, что англичане понимают под словом "law". Однако в России не проще найти то, что англичанин понимает под словом "law", чем в Китае найти алфавит, а в Тайланде - белого медведя.

Если взяться изучать китайский язык, притворяясь, что иероглифы - это просто буквы, то, конечно, далеко не уйдешь: иероглифы должны быть выучены как иероглифы, со всеми присущими им характеристиками. Точно так же законы, которые существует в России, должны быть изучены сами по себе, как некая особая данность, а не как странная интерпретация западной версии законов. Россию надо изучать как отдельный самодостаточный феномен, а не в сравнении с какой-то другой цивилизацией.

Людей, живущих в России и любящих ее, многое в своей стране пугает и отвращает, даже вызывает чувство обреченности. Они спрашивают друг друга: "Когда же Россия станет нормальной страной, когда прекратятся бесправие, зависть, нищета простого народа, хамство и безнаказанность властей, презрение к человеческой жизни?" Все это не кажется россиянам нормальным, они видят Россию без этого, не считают хамство или нищету неотъемлемой, вечной частью Российской цивилизации. Но если люди хотят изменить Россию, это совсем не значит, что они хотят ее отменить, совсем не значит, что они видят в ней только негативное. У России есть душа и история, а не только набор недостатков, и поэтому самые жесткие критики недостатков России совсем не отвергают Россию как таковую: наоборот, в недостатке патриотизма следовало бы обвинить тех, кто притворяется, что черных пятен на лице России нет. В России есть много того, что дорого ее народу и без чего этот народ

Похожие материалы

Информация о работе