Учетная политика для организации оптовой торговли Рубрика: "Спецвыпуск" |
|
|
Обратимся к отраслевым особенностям и рассмотрим несколько нюансов, которые необходимо учесть организации оптовой торговли при составлении учетной политики на 2009 год. ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Инвентаризация Для торговых организаций раздел учетной политики, который устанавливает порядок проведения инвентаризаций, является одним из наиболее важных1. Например, списать естественную убыль, образующуюся при хранении и транспортировке, можно только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета. Многие предприятия списывают естественную убыль без инвентаризации, а это недопустимо. Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены случаи проведения обязательной инвентаризации. Однако организации вправе проводить инициативные инвентаризации. Различают: – плановую инвентаризацию, которая проводится в заранее установленные сроки, утверждаемые руководителем торговой компании (к плановой относится инвентаризация перед составлением годовой отчетности); – внеплановую инвентаризацию, которая проводится внезапно для материально-ответственного лица, вне графика. Как правило, она используется для дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества торговой фирмы. Инвентаризация может быть как полной, так и частичной (выборочной). При полной инвентаризации проверяются все объекты, включая имущество и обязательства, а при выборочной – один из объектов (например, только товары на определенном складе). Инвентаризация может проводиться натуральным или документальным методом. В первом случае фактическое наличие объектов инвентаризации устанавливается путем подсчета, обмера, взвешивания и т. д., во втором – проверяются документы, подтверждающие наличие объектов инвентаризации. В фирме с небольшим товарооборотом пересчетом занимаются, как правило, сотрудники, каждый день записывая остатки в специальный журнал, на основе которого составляется инвентаризационная опись. Но на крупном предприятии ежедневно осуществлять такой контроль невозможно, так как это требует немало времени и трудозатрат. При большом объеме работ приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия. Для одновременной инвентаризации большого объема имущества создаются рабочие комиссии, состав которых утверждается в приказе на проведение инвентаризации. В состав такой комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии и другие специалисты (например, внутренние или внешние аудиторы). Инвентаризация может назначаться на любую дату, определенную руководителем организации. Если речь идет о товаре, то целесообразно проводить инвентаризацию в первых числах следующего месяца, чтобы иметь сальдо по бухгалтерским счетам за отчетный месяц. Особенностью торговых организаций является то, что перечень товаров, отраженных в учете, широк. Однако одни товары могут фактически лежать на складе организации, другие – находиться в пути, третьи – быть переданы на ответственное хранение или на комиссию и т. д. По каждой из перечисленных категорий товаров составляется отдельный акт, в котором отражаются фактическое количество остатков товаров на складах и их наличие по документам (для товаров в пути, товаров, отгруженных с особым переходом права собственности или переданных на комиссию, и пр.). Перечень форм первичной документации, используемых для оформления инвентаризации, установлен постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. При этом, например, для описи товаров, переданных комиссионеру для реализации, отдельная форма не предусмотрена. Следовательно, организации необходимо разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве приложения к учетной политике2. В форме нужно указать наименование, количество и стоимость товара, дату его передачи и место хранения, реквизиты документов, подтверждающих передачу товара, лицо, которому передан товар, и пр. Таким образом, в учетной политике необходимо закрепить порядок проведения инвентаризаций (как инициативных, так и обязательных), их количество в году, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, этапы проведения инвентаризаций, даты проведения плановых инвентаризаций, случаи проведения инициативных инвентаризаций. При необходимости разработать формы первичных документов |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.