1. Реформы бухгалтерского учета в России и ее основные этапы.
Становление и развитие бухгалтерского дела в России неразрывно связано с вопросами реформирования учета.
Первый этап реформы бухгалтерского учета в России пришелся на 1992 – 1996 гг. и характеризовался наработкой новых методик учета деятельности новых субъектов, формированием и нормативным закреплением концепции учета в рыночной экономике, формированием основ публичной отчетности, основ разделения финансового и управленческого учета, появлением зачатков налогового учета. На этом этапе был принят закон «О бухгалтерском учете», который законодательно закрепил основы системы нормативного регулирования учета. Было разработано 4 национальных стандарта, приближенных к международным стандартам финансовой отчетности. Но государственная программа перехода на международную систему учета и статистики, в которой ставилась цель реформы – перейти на МСФО, – не была выполнена.
Второй этап реформы пришелся на 1997 – 1998 гг. В этот период принимается концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Этот этап назван этапом корректировки реформы. 06 марта 1998 года была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В этом документе сформулирована цель реформы бухгалтерского учета: приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
1998 – 2000 гг. 3-й этап реформирования системы бухгалтерского учета. На этом этапе реализуется план мероприятий по реформированию бухгалтерского учета и план внедрения ПБУ в практику учета. В России организован Международный центр по реформе. В 1998 г. Россия вступила в комитет по международным стандартам финансовой отчетности, продолжалось взаимодействие с международными и национальными организациями, взаимодействие с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета в странах СНГ. На этом этапе разработано 14 ПБУ, приближенных к международным стандартам финансовой отчетности.
2001 –2005 гг. характеризуют четвертый этап реформы и определяются «Мерами по реализации в 2001 – 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета» (одобрены Правительством Российской Федерации – письмо от 13.04.01. № КА – П – 13 - 06573). Это современный этап реформы бухгалтерского учета.
01 июля 2004 г. приказом министра финансов РФ от 01 июля 2004 г. № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
2. Характеристика системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Под системой нормативного регулирования понимают свод общих правил и принципов организации бухгалтерского учета, устанавливаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Изучение мирового опыта построения системы регулирования бухгалтерского учета может послужить основой для выработки подходов к решению построения отечественной системы регулирования бухгалтерского учета.
Основными направлениями регулирования учета в мировой практике являются:
1) регулирование бухгалтерской отчетности, а не учетного процесса;
2) регулирование, главным образом, вопросов финансового, а не управленческого учета;
3) решение частных вопросов бухгалтерского учета на основе унифицированных принципов учета;
4) сокращение количества допускаемых альтернативных учетных методик;
5) детализация норм бухгалтерского учета;
6) усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета;
7) широкое участие профессиональных организаций и других заинтересованных общественных групп в регулировании бухгалтерского учета;
8) гармонизация национальных систем бухгалтерского учета.
В России 21 ноября 1996 г. вступил в силу первый в истории России закон «О бухгалтерском учете». В ст. 5 Закона впервые закреплены основы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, сочетающие централизованное руководство с самостоятельностью организаций в выработке учетной политики.
Первый уровень системы – законодательный – обеспечивает единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах и расходах.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
На втором уровне системы находятся национальные стандарты учета – Положения по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ.
На третьем уровне системы нормативного регулирования находятся подзаконные акты органов, которым законодательством предоставлено право регулирования учета в пределах своей компетенции: инструкции и методические указания, в том числе планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, а также другие материалы утверждаемые Министерством финансов РФ, Центробанком, Федеральным агентством по налогам и сборам и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Эти нормативные акты не должны противоречить нормативным документам Министерства финансов, которому принадлежит ведущее место на этих уровнях.
Четвертый уровень системы составляют документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики. Организациям предоставлено право выбора вариантов учета отдельных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.