Конкурентная фирма: определение цены и объема производства. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 8.  Конкурентная фирма: определение цены и объема производства.

План лекции:

  1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде;
  2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

1.  Рынку чистой конкуренции присущи следующие черты:

а) существует очень большое число мелких фирм, на долю каждой из которых приходится менее одного процента продаж. Это означает, что ни одна из них не способна влиять на цену продукта и должна приспосабливаться к рыночным ценам производимого отраслью товара. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет всегда  абсолютно эластична.

Рис.1.  Кривая спроса фирмы в условиях совершенной конкуренции б) фирмы производят стандартную продукцию (например, пшеницу). Покупателю абсолютно безразлично, товар какой фирмы покупать;

в) новые фирмы могут легко войти в отрасль и выйти из нее. Не существует никаких серьезных барьеров этому процессу;

г) предполагается абсолютная информированность производителей и потребителей.

В действительности чистая конкуренция довольно редка, только некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранной валюты). Это не означает, что анализ функционирования конкурентного рынка - неуместное занятие. Чистая конкуренция является стандартом для сравнения и оценки эффективности реальной экономики.

Цель, которую ставит перед собой фирма - получение максимальной прибыли. Достижение цели в условиях, когда конкурентная фирма является ценополучателем, зависит от определения объема производства, позволяющего максимизировать прибыль.

В краткосрочном периоде фирма должна решить для себя следующие вопросы:

1. Следует ли ей производить продукт или покинуть отрасль (т.е. закрыться).

2.  Если она остается в отрасли, то в каком объеме необходимо выпускать продукт, для того, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки?

Для ответа на эти вопросы используем два подхода:

1.  Сравнение валовых показателей.

2.  Сравнение предельных величин. 

Введем понятие валового дохода (ТR), среднего дохода (АR) и предельного дохода (МR).

Валовой доход (ТR) - это сумма дохода, получаемая фирмой от продажи своей продукции:

TR=P х Q, где TR- валовой доход;

Р - цена;

Q- количество проданных благ.

Средний доход (AR) - доход, приходящийся на единицу продукции:

AR = TR / Q = P х Q / Q = P.

Предельный доход (MR) - приращение дохода, вызванное увеличением  продаж  дополнительной единицы продукции:

MR = DTR / DQ = D(P х Q) / DQ = P х DQ / DQ = P (в статическом состоянии);

MR  и AR равны P  в условиях совершенной конкуренции.

Рис.2.  Валовой, средний, предельный доход в условиях

 совершенной конкуренции

Для отдельной фирмы - совершенного конкурента, кривые спроса, среднего и предельного дохода совпадают.

Первый   подход: сравнение валовых показателей.

В краткосрочном периоде фирма должна руководствоваться следующими правилами:

1.  Следует производить, если она получит экономическую прибыль или убыток, который меньше ее постоянных издержек.

2.  Производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль, минимизирует убытки или получит нормальную прибыль.

Первый случай: закрытие фирмы.

Фирма минимизирует свои убытки путем закрытия в том случае, если убытки при всех уровнях производства будут превышать сумму ее постоянных издержек.

Рис. 3.  Закрытие конкурентной фирмы

Второй  случай: самоокупаемость.

Фирма будет получать нормальную прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход будет равен валовым издержкам. Точка А показывает объем производства, приносящий нормальную прибыль.

Рис. 4. Самоокупаемость конкурентной фирмы.

Третий случай: минимизация убытков

Фирма будет осуществлять производство в том случае, если ее валовой доход превышает переменные издержки. Часть постоянных издержек оплачивается из дохода от реализации

Похожие материалы

Информация о работе