Поведение потребителя в рыночной экономике. Эффект замещения и эффект доходов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 6.  Поведение потребителя в рыночной экономике.

План лекции:

  1. Полезность. Закон убывающей предельной полезности;
  2. Потребительское равновесие: кардиналистский вариант;
  3. Концепция кривых безразличия. Бюджетная линия и равновесие потребителя;
  4. Эффект замещения и эффект доходов.

1.    Закон спроса является проявлением здравого смысла потребителя. Низкая цена усиливает желание потребителя приобрести товар, а высокая, наоборот, снижает.

Кроме этого, закон спроса имеет научное объяснение. Теоретически его можно доказать:

во-первых, с помощью эффекта дохода (который заключается в том, что снижение цены товара дает возможность покупателю приобрести большее его количество при неизменном денежном доходе) и эффекта замещения (который заключается в том, что снижение цены  товара стимулирует потребителя приобретать его в большем количестве вместо других, более дорогих товаров). Эффект дохода и эффект замещения дополняют друг друга;

во-вторых, с помощью закона убывающей предельной полезности. Под полезностью понимается способность вещи удовлетворять потребность. Субъективная оценка полезности различна у разных людей и зависит от степени насыщения данным товаром. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы продукции, называется предельной полезностью. Начиная с определенного момента, дополнительные единицы продукции приносят потребителю уменьшающуюся предельную полезность. Этот вывод и называется законом убывающей предельной полезности. При снижении полезности вещи потребитель будет покупать дополнительные единицы товара только по более низкой цене, что соответствует закону спроса.

Сумма предельных полезностей называется совокупной (общей) полезностью.

Графически общая и предельная полезность представлены на рис.

Потребитель, совершая покупки, должен распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами. При этом он не может удовлетворить абсолютно все свои желания и должен выбирать, чтобы получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный набор товаров и услуг. Потребительский выбор зависит от следующих факторов:

1. Разумное поведение.

2. Отчетливая система предпочтений.

3. Бюджетное сдерживание.

4. Существующие на рынке цены.

2. Возникновение теории потребительского поведения связано с рассмотрением в экономической науке проблем ценности и цены. Философов и экономистов всегда интересовал вопрос: что лежит в основе ценности и цены. Ответы  были разными: потребность, средства покупателя, затраты на производство и т. п. В конце XIX века возникает новое течение в экономической науке – маржинализм. Основоположниками маржинализма считают Г. Госсена, А. Курно.

Основные положения маржинализма:

1. Гипотеза рационального поведения потребителя,  стремление приобрести лучший со своей точки зрения набор товаров и услуг.

2. Потребности индивида можно измерить с помощью полезности того или иного  экономического блага. Полезность благэто способность экономического блага удовлетворятьодну или несколько человеческих потребностей. Полезность блага – это мотив, цель потребителя.

3. Применительно к каждому виду блага индивид различает общую (совокупную) и предельную полезность.

4. В определенном промежутке времени предельная полезность (MU)  потребляемого блага  убывает. Это первый закон Г. Госсена. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Общая полезность от экономического блага увеличивается до тех пор, пока предельная полезность остается величиной положительной. Максимум общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.     Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность начинает снижаться.

Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, вслед за Г. Госсеном, попытались установить связь между спросом и ценой, запасом

Похожие материалы

Информация о работе