Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Началом превращения психологии в самостоятельную науку стал союз психологии с естествознанием. Первым шагом на пути к этому стала рефлекторная теория И.М. Сеченова, работы И. Павлова.

И.П. Павлов является разработчиком учения о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система представляет собой условные и безусловные рефлексы, которые наличествуют как у животных, так и у человека. Вторая сигнальная система присутствует только у человека, ее раздражителем являются слова. Учение о сигнальных системах стало новым шагом в понимании природы психического. Совокупность взглядов Павлова позволила определить, что психика — свойство мозга, а психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных телесных устройств: одни воспринимают внешние воздействия, другие преобразуют их в сигналы и строят планы поведения, контролируют его, а третьи — приводят в действие мышечный аппарат.

        Естественнонаучную теорию психологических знаний составили также работы крупнейших советских физиологов: Л.А. Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, Н.И. Красногорского, А.А.Ухтомского, Н.А. Бернштейна, Бериташвили.

Современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. В то же время психология является и гуманитарной дисциплиной, это означает, что психология направлена в своем изучении на человека и его сознание, человеческое общество в целом. То есть, несмотря на то, что объектом психологии выступает психика всех живых существ, приоритет отдается человеку.

Решающее значение для психологии- связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными наука, приводит к постановке психологических проблем. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Иначе говоря, возникает   необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук. Тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.

Психология является также и гуманистической наукой. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В начале 60-х годов XX века в западной психологии сформировалось гуманистическое направление (Маслоу, Роджерс и др.). Гуманистическая психология выступает с критикой бихевиоризма за механистический подход к человеку, его поведения как зависящего от внешних стимулов, а также психоанализа за представление о психической жизни человека, всецело определяемой неосознаваемыми влечениями. В качестве предмета берет человека в его целостности и таких специфических проявлениях как развитие, самоактуализация, ценности, смыслы, свобода, ответственность, любовь, творчество, межличностное общение и т.п.

В определенной степени и отечественная психология является гуманистической, т.к. ее задачи предполагают не только и не столько изучать психическую реальность (тогда бы она была самодостаточной), сколько оказывать помощь человеку во всех областях его деятельности.

В центре внимания психологии – человек, изучением которого занимаются так же и философские, естественные и социальные науки. Вклад Л.С. Выготского, психологическая школа Б.Г. Ананьева, работы Л.И. Анцыферовой, И.С. Кона, К.К. Платонова и др.

Важность психологии для практической деятельности человека: общение, взаимоотношения с людьми, решение конфликтов, различные культурные контакты и др.

      Вклад отечественных психологов в развитие психологии. Содержательные характеристики основных психологических идей отечественных ученых. Отечественная психология: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.И. Введенский, Л.М. Лопатин, И.О. Лосский, И.М. Сеченов, Н.Н. Ланге, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, П.Ф. Лесгафт и другие определили современный облик психологии

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0