Центральные механизмы целенаправленного поведения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 32. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО

                                                 ПОВЕДЕНИЯ.

       Потребности . Существуют    потребности   в   пище,   воде, сексуальном  удовлетворении,  температурном комфорте, устранении болевого   воздействия.   В   разных  условиях  эти  потребности порождают  разнообразные  эмоции.  С  этой   точки   зрения   не существует эмоции любви в ее человеческом смысле.  Любовь - это разновидность   потребности,   потребности    очень    сложной, сформированной     влияниями    социальной   среды,   этикой   и мировоззрением данного общества. В  зависимости от обстоятельств, любовь   порождает  эмоции  радости,  восторга,   благодарности, обиды, печали, негодования.

Если исключить  человека,  то  многообразные  потребности живых организмов   сводятся  к  одной  -  к  поддержанию  своего индивидуального и  видового   существования. Наличие  потребностей обусловлено самой природой живого  и   многие  имеют  врожденный характер.  Кроме голода, жажды, полового влечения, к  врожденным потребностям  относится  сон,  сохранение  своей   целостности, забота  о  потомстве,  получение внешней информации,  тренировка мышечной   системы   и     внутренних    органов,    поддержание определенного состояния внутренней среды.

Условия воспитания способны существенно изменять степень и формы проявления   врожденных  потребностей ( у обезьянки замена родной матери куклой - формирует у  нее пренебрежение к своему потомству и т.п.).

Всякая потребность имеет  свою  субъективную  и  объективную меру.

Возникновение фундаментальных потребностей  живых  существ связано с    первоначальными   сдвигами   внутреннего   химизма. Полагают, что сдвиг в  обмене цикла трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Уголев).  Этот сдвиг воспринимается  рецепторами пищевой  области  головного мозга и периферии.  Большое значение имеет при   этом    сигнализация   из   желудка.   Искусственное наполнение желудка  требует  усиления   прямого  электрического раздражения центра  голода  в  мозгу  для   получения    пищевого поведения. Нарушение    водно-солевого    баланса    возбуждает специализированные клетки   гипоталамуса.   Это   приводит    к сокращению мышц   верхней  части глотки и пищевода.  Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные  нервные окончания,  что приводит к ощущению жажды (Дерябин).

 Влечения  - есть целенаправленная потребность, обращенная к  объектам    внешней   среды,   которые   могут   обеспечить  ее удовлетворение,  и  являются   мотивом   для   целенаправленного поведения ( мотивацией ).

Во многих случаях влечения носят врожденный характер. Но у высших животных,   особенно у человека,  возникает необходимость замыкания новых условных связей   для  того,  чтобы  потребность обрела   цель.   Голодный  ребенок  до  определенного   возраста реагирует на потребность в пище криком, а не поисками пищи.

Всякое действие есть обязательно  движение,  преследующее определенную цель  (целенаправленное поведение).  Живое существо удовлетворяет свои насущные  потребности, взаимодействуя с окружающей средой.  Различают два вида такого  взаимодействия - контактное и дистанционное.

При контактном - влияние уже началось,  и цель действия - продлить   или    ослабить   его   действие.  При  дистанционном взаимодействии  живая  система   оперирует  с  самим  источником полезных или вредных влияний.  Отсюда проистекает  возможность и упреждающего   взаимодействия,   и    полного    предотвращения  воздействия.

Дистанционное действие делят на 3 категории:

1. Действие, направленное на овладение полезным объектом.

2. Действие, направленное на избегание опасности.

3. Действие   по   устранению   факторов,   препятствующих     удовлетворению потребности (борьба).

Поведение - особая категория,  где связь объекта со  средой является необходимым   атрибутом действия.      Согласно классическим  воззрениям,  поведение   обусловлено  раздражением или внешним стимулом.

Определения поведения разные у разных специалистов. Вот некоторые из них:

- поведение  - одно из средств приспособления к внешним условиям и к их     изменениям;

- поведение - то, что животное или человек делает;

- поведение - координированная мышечная деятельность;

- поведение  -  ответ на изменения внешней или внутренней среды организма

Похожие материалы

Информация о работе