Введение в физиологию. Общие закономерности регуляции функций

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ.

Друзья! Сегодня Вы впервые пришли на лекцию по нормальной физиологии. Перед Вами огромная страна. Надо сказать, что она для Вас не новая. Но если до сих пор Вы путешествовали по ней в школьном автобусе, то теперь Вы должны пройти ее пешком, вдоль и поперек, изучить все ее просторы и вершины, исследовать каждый закоулок.

Всегда, когда человек сталкивается с чем-то новым, его отношение к этому новому, будь то новая земля или новая наука, определяется прежде всего  заинтересованностью. А заинтересованность в изучении нового связана в огромной мере с убежденностью человека в значимости этого изучения. Насколько важно знать предмет, для чего он нужен, пригодится ли эта наука в его профессии, в его жизни - вот что должно интересовать  человека перед тем, как он приступает к изучению ранее неведомого.

Вся наша жизнь определяется различными мотивациями, и одной из наиболее важных для человека мотиваций является стремление к получению новой информации. Однако, останется эта информация в памяти или нет, станет вашим убеждением или пройдет мимо вашего сознания, зависит от значимости этой информации, от вашей убежденности в том, что ее надо хранить всю жизнь. Вот почему я и хотел бы, прежде чем приступить к изложению основного физиологического материала, показать Вам, что та информация, которую Вы должны получить у нас на кафедре, как раз и относится к такой, без которой будущему врачу обойтись совершенно невозможно.

В отличие от морфологии, которая отвечает на вопрос: как устроен организм, физиология интересуется тем, как работает этот организм, его части и органы, как и почему они взаимодействуют друг с другом, чем регулируется эта работа и это взаимодействие. Физиолога интересует не только как работает та или иная функциональная система, но и почему она работает именно так, а не иначе, каковы механизмы деятельности клеток, тканей, органов и систем. Конечной задачей физиологии как науки является обеспечение возможности активного воздействия на функции организма в желаемом направлении.

ЦЕЛЬ курса нормальной физиологии в медицинском вузе следующая:

ОВЛАДЕТЬ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ И МЕТОДАХ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОТ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ И УМЕТЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫЯСНЕНИЕМ ВОПРОСОВ О ПРИЧИНАХ ОТКЛОНЕНИЙ ФУНКЦИЙ И НАРУШЕНИЯХ ИХ РЕГУЛЯЦИИ.

Физиология тесно связана с многими другими науками, базируясь в своих исканиях на данных одних наук, и являясь. в свою очередь, основой для развития других. Физика и химия, биофизика и биохимия, анатомия, гистология и эмбриология, общая биология, генетика и кибернетика - вот далеко не полный перечень дисциплин, знание которых имеет большое значение  для  изучения и  понимания физиологических процессов,  происходящих  в организме.

Однако, ведь Вы готовитесь стать врачами, готовитесь лечить больных людей. А физиология изучает функции нормального. здорового организма - она поэтому и называется "нормальная физиология". Зачем же врачу знать функции здорового организма, если он в своей деятельности будет сталкиваться только с больными? Может быть, было бы достаточно только "патологической физиологии", которая изучается на 3 курсе? Так думают многие студенты, и в итоге получается, что они не имеют прочных знаний ни по нормальной, ни по патологической физиологии, ни по клиническим дисциплинам.

Я думаю, что Вы и сами хорошо себе представляете, для чего врачу надо знать законы и механизмы деятельности здорового человека. Разве станете Вы ремонтировать телевизор, если не знаете принципов его работы, если не представляете, как должен функционировать исправный прибор? Разве станете Вы собирать машину, если не знаете законов взаимодействия всех ее частей и механизмов? А человек - это биологическая машина необозримой сложности, и ремонт ее - очень трудная, деликатная и высококвалифицированная работа! Понять нарушения функций, происходящие в организме при различных заболеваниях, наметить правильные пути их лечения можно только при хорошем знании физиологических процессов, протекающих в нормальном, здоровом организме.

Значение физиологии не исчерпывается изучением нормальных физиологических параметров организма. Одно это помогло бы врачу только установить, имеются ли у человека отклонения от нормы. Но физиология вооружает врача механизмами исправления нарушенных функций, позволяет проводить так называемое "патогенетическое" лечение, устраняющее причину развития болезни, а не ее симптомы. Современный врач не может назначать лечение по принципу "от головы, от живота, от простуды". В процессе исследования больного на основе знания физиологии он должен найти причину болезни и, опять таки опираясь на физиологию, произвести такое вмешательство, которое, и только которое приводит к обязательному выздоровлению.

Знание физиологических методов исследования функций позволяет врачу выбрать такие, которые в данный момент необходимы, помогает правильно оценить результаты этих исследований, и из большого арсенала лекарственных средств и лечебных методов избрать самый действенный в данной ситуации.

Изучение заболеваний человека способствует пониманию многих нормальных физиологических процессов. И.П. Павлов по этому поводу писал: "Мир патологических явлений представляет собой бесконечный ряд всевозможных, особенных, ... не имеющих места в норме комбинаций физиологических явлений

Похожие материалы

Информация о работе