Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого
Минздравсоцразвития России
Кафедра гигиены
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Общая гигиена»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 14
ТЕМА: «Санитарно-гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию, компьютерам»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № 6 от «18» декабря 2012 г.
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор ___________________
Составитель:
д.м.н., доцент ____________ __________
Красноярск
2012
1. ТЕМА: «Санитарно-гигиенические требования к школьной мебели, оборудованию, компьютерам».
2. Значение изучения темы:
Учебное:
Cостояние здоровья детей и возникновение некоторых симптомов заболевания связаны с правильностью подбора школьной мебели. Изучаемая тема раскрывает вопросы соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям (в зависимости от задач учебного процесса и морфо-функциональных особенностей организма).
Профессиональное:
Врачи педиатры должны уметь оценить соответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, связать состояние здоровья детей и возникновение некоторых симптомов заболевания с условий обучения, применять эти знания во врачебной деятельности для сохранения здоровья детей, взрослого населения в будущем и пропаганды здорового образа жизни.
Личностное:
Полученные знания ориентируют студента педиатрического факультета на правильную организацию своего рабочего места, как значимого фактора, определяющего состояние здоровья.
3. Цели занятия: знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, на основе теоретических знаний уметь оценить правильность подбора школьной мебели для конкретного учащегося и научиться разрабатывать профилактические мероприятия в средних общеобразовательных учреждениях.
4. План изучения темы:
Этапы занятия |
Контроль исходного уровня знаний, умений |
Раскрытие учебно-целевых вопросов |
Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) решение ситуационных задач под контролем преподавателя; б) оформление решения задач протоколами; в) разбор ситуационных задач; г) выявление типичных ошибок. |
Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия |
Задание на дом |
5. Основные понятия и положения темы
Группы школьной мебели.
Школьная мебель подразделяется на следующие группы: для ученических классов (столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы, столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов, столы компьютерные, шкафы для учебных пособий, классные доски различных модификаций); для библиотек; для столовой; для учебных мастерских; для раздевалок; для актовых залов.
Гигиенические требования к школьной мебели (партам, столам и стульям ученическим).
Соответствие длине тела и пропорциям учащихся, окраска в светлые тона, гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке, материал с низкой теплопроводностью.
Гигиенические требования к расстановке мебели в классе (кабинете).
При одностороннем освещении не более 3 рядов парт или столов и стульев, не более 8 парт или столов в ряду; расстояние между рядами 0,6-0,8 м, от наружной стены до первого ряда – 0,6-0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда - 0,5-0,6 м, от задней стены до последней парты - 0,4-0,5 м.
Номера парт и их маркировка.
Для учащихся длиной до 130 см необходима парта А; 130-145 см -Б; 145-160 см - В; 160-175 см - Г, выше 175 см -Д.
Цифровая маркировка в виде дроби Б/130-145 где в числителе указана группа парты (стола и стула), в знаменателе диапазон длины тела, для которого предназначается мебель, ставится на нижней поверхности крышки стола и сидения. Цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм должна быть видна со стороны прохода между рядами (ее наносят на обеих сторонах парты, стола, стула): А - фиолетового цвета, Б - желтого, В -красного, Г - зеленого и Д - голубого, на верхнюю плоскость сидения наносят линию, указывающую, на какое расстояние следует задвигать стул до края стола (отрицательная дистанция сидения).
Гигиенические требования к устройству сидения парты или стула.
Высота сидения должна соответствовать длине голени с прибавкой 2 см на высоту каблука для опоры о пол; глубина сиденья в пределах 2/3-3/4 длины бедренной кости, ширина сиденья определяется размерами межбугровой дистанции, к которой добавляется допуск для обеспечения возможности боковых движений, сиденье должно быть плоским, твердым с наклоном кзади 3-5 град.: расстояние от заднего края крышки стола до спинки сиденья (дистанция спинки) должно превышать не более чем на 5 см передне-задний размер грудной клетки, опору для спины следует располагать ниже лопаток, но выше крестца под наклоном 105 град. Расстояние между задним краем крышки и передним краем сидения по горизонтали (дистанция сидения) должна быть только отрицательной, у сиденья групп А - на 4 см, Б и В на 5 см, Г и Д на 7-8 см.
Элементы конструкции, обеспечивающие правильное соотношение крышки стола и стула.
- дистанция спинки,
- дистанция сидения,
- дифференция.
Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола до сидения, должна быть равна разности высоты локтя, свободно опущенной руки сидящего школьника и сидения с добавлением 5-6 см.
Измерения, выполняемые при подборе парты (стола и стула).
Для выбора парты (стола и стула) измеряют дифференцию, высоту стола и сидения ростопартометром.
Заболевания у детей, возникающие при неправильном подборе мебели.
Высокий стол парты, завышенная дифференция, низкое сидение могут вызвать формирование сколиоза у учащихся.
Положительная дистанция сидения может привести к нарушению осанки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.