Гигиенические требования к водозаборным сооружениям и водопроводам: Методические указания к практическому занятию № 4 по дисциплине «Гигиена»

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Красноярский государственный медицинский

университет имени профессора В.Ф. -Ясенецкого» Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. -Ясенецкого Минздравсоцразвития России

Кафедра гигиены

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Гигиена»

для специальности  060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

 К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

ТЕМА: «Гигиенические требования к водозаборным сооружениям и водопроводам»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 6 от «18» декабря 2012 г.

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор                  ____________________________    

Составитель: к.м.н., доцент                        ____________________________     

Красноярск

2013

1. Занятие № 4

Тема: «Гигиенические требования к водозаборным сооружениям и водопроводам».

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы.

Вода является важнейшим фактором окружающей среды, который в свою очередь оказывает влияние на все процессы жизнедеятельности организма, работоспособность, заболеваемость. Вода формирует поверхность Земли, создает почву, меняет ландшафт, формирует климат. Значение воды также не исчерпывается только ее физиологической ролью. Широкое использование водного фактора человеком в хозяйственно-бытовых, санитарных целях неукоснительно ведет к соблюдению гигиенических требований к качеству воды, охране источников водоснабжения.

Будущие врачи соприкасаются в своей практической работе с различными заболеваниями, обусловленными составом воды и передающимися через воду. Врачи должны уметь оценить качество воды, связать состояние здоровья населения и возникновение некоторых симптомов заболевания с отклонениями в составе воды, выбрать наиболее приемлемый способ очистки воды, применять эти знания во врачебной деятельности для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК-1, ОК-5, ОК-8 и ПК-3, ПК-11 ПК-27, ПК-31;

- учебная: знать

- влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств профилактики;

- теоретические основы информатики, сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах,

- факторы среды обитания и их воздействие на здоровье населения

- факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, профессиональные);

- положения конституционного права, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основные требования санитарных норм, гигиенических нормативов, технических регламентов и меры пресечения их нарушения;

уметь:

- производить расчеты по результатам исследований, проводить элементарную статистическую обработку полученных данных;

- пользоваться положениями конституционного права, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарными нормами, гигиеническими нормативами, техническими регламентами;

владеть:

- приемами поиска информации, анализа нормативно правовых документов;

- системным подходом оценки влияния на здоровье населения факторов окружающей среды

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

1. ВИДЫ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1) индивидуальное, общее

2) централизованное, децентрализованное

3) шахтное, трубчатое

4) систематизированное, несистематизированное

2. МЕСТНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ

1) верховодки

2) водопровода

3) осадков

4) колодцев

3. МЕСТНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ

1) верховодки

2) водопровода

3) осадков

4) артезианских скважин

4. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ КОЛОДЦЕВ

1) отсутствие отводной канавки

2) отсутствие глиняного замка

3) отсутствие навеса над колодцем

4) наличие крышки/будки, возвышенная местность

5) расположение вблизи с отхожим местом

5. ОСОБЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО ВОДОПРОВОДА

1) цветение водоема

2) отсутствие разводящих сетей

3) тупиковая система

4) низкие вкусовые качества воды

5) подрусловое водоснабжение

6. ОСОБЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО ВОДОПРОВОДА

1) цветение водоема

2) размещение водозабора на островах

3) отсутствие разводящих сетей

4) тупиковая система

5) низкие вкусовые качества воды

7. ОСОБЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО ВОДОПРОВОДА

1) цветение водоема

2) отсутствие разводящих сетей

3) тупиковая система

4) кольцевой тип распределительной сети

5) низкие вкусовые качества воды

8. ОСОБЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО ВОДОПРОВОДА

1) цветение водоема

2) отсутствие разводящих сетей

3) тупиковая система

4) низкие вкусовые качества воды

5) подрусловое водоснабжение

9. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ

1) создание биологической пленки, хлорирование

2) отстаивание, фильтрация, коагуляция

3) фторирование, йодирование

4) дегазация, дезактивация, дезинфекция

10. МЕХАНИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВОДЫ ПРОВОДИТСЯ В

1) хлораторах

2) резервуарах чистой воды

3) опреснительных установках

4) отстойниках

11. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОАГУЛЯЦИИ воды ИСПОЛЬЗУЮТ

1) карбонат натрия

2) сульфат алюминия

3) сульфат меди

4) хлорид натрия

5) нитрит натрия

12. КОАГУЛЯНТ СУЛЬФАТ АЛЮМИНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ снижения в воде

1) содержания марганца

2) общей минерализации

3) жесткости

4) содержания токсических веществ

13. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛЕНКА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ очистки воды В

1) медленных фильтрах

2) скорых фильтрах

3) отстойниках

4) песколовках

14. СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ОСВЕТЛЕНИЯ ВОДЫ

1) осветлитель со взвешенным осадком

2) камера хлопьеобразования

3) контактный осветлитель

4) скорый фильтр

5) медленный фильтр

15. ОСВЕТЛЕНИЕ ВОДЫ - ЭТО

1) освобождение воды от взвешенных веществ

2) освобождение воды от коллоидных веществ

3) осаждение микробной взвеси

4) очищение от ила

5) очищение от яиц гельминтов

16. СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ

1) хлорирование

2) коагуляция

3) обезжелезивание

4) фильтрация

5) ультрафиолетовое облучение

17. ДЕЗАКТИВАЦИЯ ВОДЫ - ЭТО

1) снижение содержания железа

2) устранение запахов и привкусов

3) снижение альфа- и бета-активности

4) снижение жесткости

5) снижение содержания фтора

18. УМЯГЧЕНИЕ ВОДЫ - ЭТО

1) снижение содержания железа

2) устранение запахов и привкусов

3) снижение радиоизотопов

4) снижение жесткости

5) снижение содержания йода

19. ДЕЗОДОРАЦИЯ ВОДЫ - ЭТО

1) снижение содержания железа

2) устранение запахов и привкусов

3) снижение содержания радиоактивных веществ

4) снижение жесткости

5) снижение содержания йода

20. ОПРЕСНЕНИЕ ВОДЫ - ЭТО

1) снижение содержания железа

2) устранение запахов и привкусов

3) снижение содержания радиоактивных веществ

4) снижение химических токсических веществ

5) снижение содержания солей

21. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДЫ ДОСТИГАЕТСЯ путем

1) отстаивания

2) коагуляции

3) фильтрации

4) обеззараживания

5) опреснения

22. ФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ В БЫТУ

1) кипячение

2) ультрафиолетовое облучение

3) ультразвуковое воздействие

4) гамма-облучение

23. ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЛЬТРАФИОЛЕТА

1) улучшаются

2) ухудшаются

3) не изменяются

4) ухудшаются с увеличением микробиологических показателей

5) улучшаются с увеличением микробиологических показателей

24. ФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

1) ультразвуковое воздействие

2) двойное хлорирование

3) действие серебра

4) озонирование

5) хлорирование с преаммонизацией

25. МЕТОД ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

1) опреснение

2) коагуляция

3) фильтрация

4) озонирование

5) умягчение

26. ОЗОНИРОВАНИЕ ВОДЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ХЛОРИРОВАНИЕМ ОБЛАДАЕТ

1) большей бактерицидной активностью и улучшает органолептические свойства воды

2) большей бактерицидной активностью и ухудшает органолептические свойства воды

3) меньшей бактерицидной активностью и улучшает органолептические свойства воды

4) меньшей бактерицидной активностью и ухудшает органолептические свойства воды

27. ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

1) ультрафиолетовое облучение

2) гамма-облучение

3) озонирование

4) ультразвуковое облучение

28. ПРЕИМУЩЕСТВО ОЗОНИРОВАНИЯ ВОДЫ ПЕРЕД ХЛОРИРОВАНИЕМ

1) обесцвечивает воду

2) обеззараживающее действие более быстрое

3) дезодорирует воду

4) вызывает гибель микробов, вирусов и яиц гельминтов

5) озон является нетоксичным веществом

29. НЕДОСТАТОК ОЗОНИРОВАНИЯ ВОДЫ ПЕРЕД ХЛОРИРОВАНИЕМ

1) энергоемкий процесс

2) требует строительства озонаторных установок

3) возможно загрязнение в водопроводных сетях

4) требует обслуживания озонаторной установки

5) требует контроля содержания озона в воздухе

30. ПРОСТОЙ ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

1) олигодинамическое действие серебра

2) хлорирование

3) флокуляция

4) коагуляция

5) озонирование

31. НЕДОСТАТОК МЕТОДА ГИПЕРХЛОРИРОВАНИЯ ВОДЫ

1) улучшение органолептических свойств

2) влияние на концентрацию нитритов

3) необходимость дезактивации воды

4) образование в воде токсичных хлорорганических соединений, диоксинов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
131 Kb
Скачали:
0