Железнодорожный транспорт как совокупность средств производства, техники, технологий, рабочей силы является объектом изучения многих наук: технических, естественных, математических, географических, экономических и др. При этом предмет научных интересов у каждой науки свой.
При изучении технических проблем рассматриваются орудия и средства производства, их физические свойства и взаимодействие в процессе организации перевозок, технология эксплуатации, ремонт и содержание технических средств, отношение работников к труду, уровень их квалификации.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека как на главную производительную силу, на его интересы и управление ими.
В связи с реформированием железнодорожного транспорта, производимое Правительством РФ с мая 2001года, формируются различные формы собственности, что обернулось расширением, а главное, повышением требований пользователей к качеству услуг, предъявляемых транспортом. Принципиально изменилась структура источников финансирования отрасли, практически прекратилось бюджетное финансирование на обновление отраслевой технической базы.
Важнейшими направлениями работы железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики прежде всего следует считать переход на наиболее экономичные и прогрессивные технологии, существенное повышение эффективности производства и проведение технического потенциала отрасли в соответствии с потребностями экономики страны в перевозках, стремление укрепить социальную стабильность в трудовых коллективах путем повышения благосостояния железнодорожников.
Для железнодорожного транспорта и его отраслей являются проблемы планирования и совершенствования организации труда – технического нормирования и организации заработной платы. В условиях самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления эти проблемы решаются в большей мере на основе инициативы самих трудовых коллективов. А экономика железнодорожного транспорта вооружает их научными знаниями в области экономики, организации и стимулирования труда, обобщает опыт передовых коллективов, обогащая тем самым свой научный арсенал, изучает действенные формы материального и морального стимулирования труда.
В данной дипломной работе объектом исследования является Красноярская дорожная дистанция связи. Экономика, организация и управление предприятиями содержат вопросы организации и планирования хозяйства Красноярской дорожной дистанции связи в целом и отдельных его подразделений; управления хозяйством, планирования капитальных вложений и расчета технико – экономической эффективности внедрения средств автоматики, телемеханики и связи, а также прогрессивных форм организации труда; производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; труда и заработной платы; изобретательства и патентного права; маркетинга и его функций на транспорте и т.д.
Основным производственным подразделением отрасли является дистанция связи. Поэтому на организации её производственно-экономической деятельности и сконцентрировано внимание.
Экономическая подготовка рассматривается как обязательная и важная сторона квалификации каждого работника. Каждый инженер, техник должен хорошо разбираться в экономической политике государства, в экономике страны, своего предприятия, цеха, участка. Экономические знания являются важным условием грамотного хозяйствования, творческого подхода к решению технико-экономических задач, успешного изыскания резервов роста и совершенствования производства.
Оценки экономической эффективности внутрихозяйственных мероприятий производили с помощью стоимостных показателей и показателей, характеризующих устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта, его безопасность и надежность. Для оценки отдельных мероприятий использовались такие показатели, как:
- сокращение численности занятых;
- повышение производительности труда, средней заработной платы, кадрового потенциала;
- улучшение качества рабочих мест, выполняемых работ, обслуживания, а также увеличение качественных показателей работы железнодорожного транспорта.
При разделении функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте и создании единого субъекта хозяйственной деятельности основной эффект (на порядок больший по сравнению с эффектом от развития конкуренции) может быть получен за счет усиления мотивации труда. В частности, увеличения средств, выделяемых на дополнительное поощрение железнодорожников, до 15-20% (по отчету за 2001 г. на указанные цели используется около 2% чистой прибыли) может привести к увеличению чистой прибыли отрасли в 1,5-1,6 раза.
Анализ возможных последствий разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте и создания единого субъекта хозяйственной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Повышение мотивации труда на железнодорожном транспорте имеет первостепенное значение для достижения важнейшей социально-экономической цели Программы;
2. Систему мотивации труда целесообразно строить на основе долевого участия работников отрасли в распределении чистой прибыли;
3. Общий фонд оплаты труда рекомендуется формировать исходя из долевого распределения добавленной стоимости отрасли на принципах сквозного хозяйственного расчета (вплоть до низовых подразделений), позволяющих повысить интенсивность мотивации труда и препятствующих распылению экономического эффекта от реализации локальных инициатив;
4. Вложение дополнительных инвестиций порождает рост ВВП в экономике в целом в 2-3 раза. Осуществление инвестиций влечет за собой увеличение объемов продаж продукции, и увеличение заработной платы работников, участвующих в процессе реализации инвестиций. Последнее приводит к увеличению объема продаж продукции, приобретаемой работниками для личного потребления.
1. Организация труда и заработной платы.
1.1 Характеристика организационно-технического уровня на предприятии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.