Особенности этики ненасилия. Границы ненасилия и оправдание насильственных действий

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение. 3

1. Этика ненасилия и общечеловеческие ценности. 4

2. Ненасилие в действии. 9

3. Границы ненасилия и оправдание насильственных действий. 13

4. Цели и средства ее достижения. 17

5. Критика этики ненасилия. 23

Заключение. 25

Список литературы. 27


Введение

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины:

Во-первых, общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного  самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии, Работодатели – Наёмные работники и т.д.).

Во-вторых, особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций, которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей других людей стали достижимыми.

Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог».

Целью данной работы является рассмотрение особенностей этики ненасилия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность этики ненасилия системе общечеловеческих ценностей;

2. Дать характеристику насилия как антиэтического действия;

3. Раскрыть границы ненасилия и оправдание насильственных действий;

4. Раскрыть сущность средств достижения и ее этическую оценку

1. Этика ненасилия и общечеловеческие ценности

Этика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Истоки этой концепции находятся еще в древности, в середине I тысячи до н. э. Именно в это время формируется человекоцентричный взгляд на мир, связанный с золотым правилом нравственности. Мысль о ненасилии есть во многих религиях – джайнизме, буддизме, индуизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная проповедь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» [3, Мф. 5; 38–41, с. 5]. Тем самым Иисус Христос отрицает древний закон («lex talionis») – принцип талиона, обязывающий отомстить за совершенное врагом зло, и провозглашает новый нравственный закон – закон любви.

К этике ненасилия обращались многие известные мыслители, наиболее яркие из которых стали представителями целого философского течения. Прежде всего, это Л. Н. Толстой, М. Ганди и М. Л. Кинг. Об этих великих людях и их концепциях сказано много. Однако их теоретическая и практическая разработка понятий, методов и законов ненасилия остаётся по-прежнему актуальной, ибо несёт гуманистические ценности, столь необходимые современному обществу.

Нравственные законы переходят от поколения к поколению, поэтому особенно важно привить гуманистические идеалы детям. На этих правилах основана педагогика ненасилия, включающая личностно ориентированный подход [1] и грамотное взаимодействие ребёнка и общества.

Её основателем в России по праву считают Л. Н. Толстого, создавшего знаменитую школу в Ясной Поляне и внёсшего ряд очень важных для образовательного процесса его времени идей. Эти мысли по-прежнему значимы и сегодня, потому что в основе их лежат

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
139 Kb
Скачали:
0