Результаты факторного анализа прибыли от продаж и чистой прибыли представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 – Влияние факторов на чистую прибыль организации
Показатель - фактор |
Значение, тыс. р |
Выручка от реализации продукции, работ, товаров, услуг |
21,42 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, товаров, услуг |
-70,42 |
Коммерческие расходы |
- |
Управленческие расходы |
- |
Изменение прибыли от продаж |
- 49 |
Прочие доходы организации |
- |
Прочие расходы организации |
4 |
Изменение прибыли (убытка) до налогооблажения |
- 45 |
Текущий налог по УСН |
- 4 |
Изменение чистой прибыли (убытка) отчетного периода |
- 49 |
Баланс отклонений:
ΔРчист = Рчист 1 - Рчист 0 , (10)
ΔРчист = ΔPпрод ± ΔПр.доходы ± ΔПр. расходы ± ΔЕд.налог , (11)
ΔРчист = 60 - 109 = - 49 + 4 - 4 = - 49 тыс. р.
Наибольшее влияние на снижение прибыли от продаж, в конце периода по сравнению с началом периода, оказало повышение себестоимости продукции. Повышение себестоимости на 190 тыс. р. обусловило снижение прибыли от продаж на 70,42 тыс. р. В свою очередь, на увеличение прибыли от продаж в размере 21,42 тыс. р. оказало влияние увеличение выручки от реализации услуг. Общее снижение прибыли от продаж 49 тыс. р. На формирование чистой прибыли также незначительно повлияли прочие расходы организации и сумма начисленного налога по УСН. Общее снижение чистой прибыли составило 49 тыс. р. Эта негативная тенденция развития организации может быть обусловлена нестабильной экономической ситуацией в Российской Федерации в 2014 году, снижением спроса на услуги организации, повышением цен на потребительские товары. Для стабилизации экономического положения организации и повышения эффективности деятельности организации могут быть предложены следующие пути снижения себестоимости:
- повышение производительности труда темпами, превышающими темпы роста оплаты труда;
- сокращение общехозяйственных и административных расходов за счет совершенствования структуры управления.
3.3.3 Анализ коэффициентов рентабельности организации
Наряду с абсолютными показателями оценки деятельности предприятия (выручка, прибыль) существуют и относительные показатели, которые необходимо учитывать при анализе работы предприятия. К ним относятся показатели рентабельности, которая определяется как отношение прибыли к затратам (вложенному капиталу, имуществу). Показатели рентабельности отражают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.
Основными задачами анализа рентабельности деятельности являются:
а) систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
б) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
в) выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
г) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
д) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Относительные коэффициенты рентабельности, расчет которых представлен ниже, рассчитываются на основе данных «Бухгалтерского баланса» и «Отчёта о финансовых результатах».
1. Чистая рентабельность (rчист) – показывает, какое количество чистой прибыли приходится на единицу выручки, и определяется как:
, (12)
где - величина чистой прибыли.
2. Экономическая рентабельность (rэкон) – характеризует эффективность использования всего имущества организацией и вычисляется по формуле:
, (13)
где - прибыль до налогообложения;
– средняя стоимость активов.
3. Валовая рентабельность (rвал) – определяет, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки, и рассчитывается по формуле:
, (14)
где - величина валовой прибыли.
4. Затратоотдача (З) – показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 р. затрат, и вычисляется как:
, (15)
где - величина прибыли от продаж;
S – затраты на производство и реализацию продукции.
5. Рентабельность продаж (rпр) – определяет, какое количество прибыли от продаж приходится на единицу проданной продукции, и определяется по формуле:
, (16)
6. Рентабельность собственного капитала (rск) – характеризует эффективность использования собственного капитала, и рассчитывается по формуле:
, (17)
где - средняя стоимость собственного капитала.
7. Рентабельность перманентного капитала (rпк) – показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, и вычисляется как
. (18)
Результаты расчетов представлены в табличной форме. Основой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие периоды.
Таблица 3.9 – Коэффициенты рентабельности, проц.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение показателя |
|
начало периода |
конец периода |
||
Чистая рентабельность |
10,16 |
4,94 |
-5,22 |
Экономическая рентабельность |
41,72 |
28,40 |
-13,32 |
Валовая рентабельность |
15,19 |
9,39 |
-5,8 |
Затратоотдача |
17,91 |
10,36 |
-7,55 |
Рентабельность продаж |
15,19 |
9,39 |
-5,8 |
Рентабельность собственного капитала |
73,15 |
40,27 |
-32,88 |
Рентабельность перманентного капитала |
91,60 |
33,52 |
-58,08 |
Все рассчитанные коэффициенты рентабельности на конец периода имеют снижение, по сравнению с началом периода. Наибольшее снижение показывает рентабельность перманентного капитала, что характеризует снижение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. Также, значительное снижение показывает рентабельность собственного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.