Задачи и организация системы внутреннего аудита на железнодорожном транспорте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Переход железнодорожного транспорта – одной из базовых отраслей экономики России – в новую организационно - правовую форму ставит перед отраслью новые задачи.

Новой корпорации необходимо качественное развитие производственной базы на основе построения эффективной системы управления и инвестиционной политики. Поэтому требуется оптимизация  финансовой деятельности, которая бы обеспечила выход на рентабельную работу, устойчивое  функционирование и динамичное развитие корпорации. Миссия нового акционерного общества формулируется  следующим образом «Развитие ОАО «РЖД» как общенациональной транспортной компании, динамично повышающей эффективность и качество услуг и глубоко интегрированной в Евроазиатскую транспортную систему».

Для  выполнения этой миссии работа ОАО должна быть сформулирована на основе понятных принципов формирования корпоративной эффективности, в том числе через обеспечение финансовой прозрачности и повышение качества управления финансовыми ресурсами  корпорации. Для укрепления положения  РАО «РЖД» на рынке транспортных услуг перед акционерным обществом,  кроме всего прочего, стоит задача обеспечения финансовой независимости и устойчивости. В качестве приоритетной финансовой задачи, по – прежнему, остается своевременная уплата налогов и оптимизация расходов.

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли и в интересах собственника  и в  целях налогообложения.  Учитывая, что железная дорога является  уникальной организационной структурой, имеющей многие особенности, отличающие ее работу  от предприятий  других отраслей, имея большое количество внутрихозяйственных операций, увеличивается вероятность неумышленных ошибок в работе бухгалтеров, формирующих итоговые финансовые документы, дающие базу для налогообложения. Это влечет за собой не только увеличение сумм недоимок по налогам, но финансовые потери в виде штрафов и пени.

Изменение организационно- правовой формы железнодорожного транспорта привело и к изменениям статуса железных дорог, в том числе Западно-Сибирской железной дороги. В соответствии с  Уставом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Западно-Сибирская железная  дорога с 01.10.03 является филиалом ОАО «РЖД». Это меняет отношения железной дороги и ее структурных подразделений с налоговыми органами.

Финансовый контроль – особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений – своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер. Обладая стоимостным характером, финансовый контроль, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

На уровне управления организацией имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово – хозяйственным договорам, кредиторы и.т.д.) так и внутренний финансовый контроль, осуществляемы   субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита).

Говоря о внутреннем контроле, конечно, нельзя обойти вниманием такую его форму, как внутренний аудит. Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организаций и предприятий ОАО «РЖД», осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации. Цель внутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей  внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части представления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Следует отметить, что к институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована отраслевыми нормативными документами и указаниями дороги. Внутренние аудиторы помогают руководству дороги осуществлять проверку выполнения политики организации, обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют зоны риска и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и устранять слабые места в системах управления и находить те принципы управления дорогой пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.

Контроль и внутренний аудит на железнодорожном транспорте проводится вышестоящими органами по принципу административной подчиненности и специально созданным подразделением – центр «Желдорконтроль».

При этом под контролем и внутренним аудитом финансово – хозяйственной деятельности понимается система ревизий финансово – хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта, проверок отдельных функций или отдельных финансово – экономических операций и осуществление консалтинговой деятельности в организациях.     Ревизия финансово – хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых  операций, правильность их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Актуальность, выбранной темы заключается в том, что расходы на оплату труда  и единый социальный налог составляют значительный удельный вес в расходах ОАО  «РЖД», так  за январь- июль 2004 г. платежи железных дорог в бюджет по этому налогу составили более 29 млрд. р.

Чтобы правильно и достоверно вести бухгалтерский и налоговый учет, а также предоставлять отчетность по ЕСН, необходимо четко представлять себе все тонкости и специфику его  исчисления. Кроме того, необходимо искать пути оптимизации данных расходов

Похожие материалы

Информация о работе