Введение. 3
1. Гуманитарные науки как система знаний о человеке и обществе. 4
1.1 Педагогика как научная отрасль: предмет, специфика, история становления. 6
1.2 Место педагогики в области гуманитарных знаний и ее связь с другими науками. 9
2. Характеристика базовых категорий педагогической науки. 10
3. Человек как предмет интереса антропологии, философии, психологии и педагогики. 12
4. Философские принципы в воспитании и образовании. 15
4.1 Гуманистический принцип. 15
4.2 Аксиологический принцип. 15
4.3 Культурологический принцип. 16
4.4 Антропологический, синергетический и герменевтический принципы.. 16
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки.
Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание – функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание, методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах, экономических условиях, идеологии, науке и т.д.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
В данном случае к числу гуманитарных наук мы отнесем такие предметы, так педагогика, психология, философия, социология и другие. Все они в той или иной степени занимаются изучением человека, но одни изучают поведение человека, а другие характер и становление.
Давайте поподробнее остановимся на сфере исследования этих наук.
Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект на латинском означает предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии – феноменальную деятельность человека они отождествляли. Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет в пространстве и во времени.
Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с другими телами.
С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя». Но если предмет определяется субъективным мышлением философа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.