Педагогика как научная отрасль. Философские принципы в воспитании и образовании

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение. 3

1.    Гуманитарные науки как система знаний о человеке и обществе. 4

1.1     Педагогика как научная отрасль: предмет, специфика, история становления. 6

1.2     Место педагогики в области гуманитарных знаний и ее связь с другими науками. 9

2.    Характеристика базовых категорий педагогической науки. 10

3.    Человек как предмет интереса антропологии, философии, психологии и педагогики. 12

4.    Философские принципы в воспитании и образовании. 15

4.1     Гуманистический принцип. 15

4.2     Аксиологический принцип. 15

4.3     Культурологический принцип. 16

4.4     Антропологический, синергетический и герменевтический принципы.. 16

Заключение. 20

Список литературы.. 21


Введение

Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки.

Предметом педагогической науки считают воспитание.  Воспитание – функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание, методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах, экономических условиях, идеологии, науке и т.д.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.


1. Гуманитарные науки как система знаний о человеке и обществе

В данном случае к числу гуманитарных наук мы отнесем такие предметы, так педагогика, психология, философия, социология и другие. Все они в той или иной степени занимаются изучением человека, но одни изучают поведение человека, а другие характер и становление.

Давайте поподробнее остановимся на сфере исследования этих наук.

Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект на латинском означает предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии – феноменальную деятельность человека они отождествляли. Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет в пространстве и во времени.

Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с другими телами.

С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя». Но если предмет определяется субъективным мышлением философа

Похожие материалы

Информация о работе