Информационно-педагогический потенциал природной среды в формировании экологического сознания личности

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

На правах рукописи

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Вологда

2006

Работа выполнена на кафедре общей педагогики и непрерывного педагогического образования Вологодского государственного педагогического университета

Научный руководитель –            доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:           доктор педагогических наук, профессор

С. , кандидат педагогический наук

А.

Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет

Защита состоится 22 декабря 2006 года в 14.30 на заседании диссертационного совета КМ 212. 031. 02 в Вологодском государственном педагогическом университете по адресу: 160035, г. Вологда, ул. С. , 6, ауд. 326.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Вологодского государственного педагогического университета

Автореферат разослан «___» ноября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент                                                                                            М. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На усвоение системы знаний, умений, образцов поведения, социальных норм, ценностей, развитие личности в целом большое влияние оказывает процесс познания окружающего мира, в основе которого  находятся различные типы информации.

Одним из типов информационного пространства выступает окружающая природная среда. В силу того, что природная среда характеризуется набором разнообразных функций, она обладает значимым информационным, педагогическим, энергетическим и другими потенциалами. Под информационным потенциалом понимаются возможности природы, определяющие проявление ее динамических свойств, структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия. Природа является источником информации об объектах и явлениях, обладающих протяженностью во времени и пространстве. Согласно теории информационных полей (Р. Ф. Абдеев, Я. В. Рейзема, Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова, В. Н. Михайловский и др.) природа является частью информационного пространства, информационной среды и отражается в информационном поле индивида. В процессе познания природа представляет собой совокупность «сигналов», воспринимаемых различными сенсорными системами человека.

Так как информация лежит в основе познавательной деятельности и, следовательно, учебно-воспитательного процесса, то информационный потенциал природы определяется как возможность использования ее многообразных объектов в качестве предметов изучения и субъектных свойств в чувственном, эмоциональном, эстетическом и практическом общении. Содержание понятия «педагогический потенциал природы» включает в себя функциональные возможности природной среды, проявляющиеся в ее способности влиять на развитие личности. Эти возможности природы необходимо использовать в процессе обучения и воспитания, особенно в рамках актуального и необходимого на современном этапе экологического образования. Cуть данного направления образования состоит в формировании экологического сознания личности и соответствующих способов взаимодействия с окружающей средой.

Феномен экологического сознания, на основании идей В. И. Медведева, А. А. Алдашевой, А. А. Горелова, Г. В. Платонова, Ю. Г. Маркова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, В. Р. Бганба и др., определяется как совокупность представлений о системе отношений человека с природной средой, о возможностях и последствиях изменения этих отношений для природы, человека и общества, распространение существующих концепций, имеющих социальную природу, на явления и объекты природной среды и на их взаимные связи с человеком.

В общей структуре экологического сознания выделяют гносеологический, аксиологический и практический компоненты (Л. Я. Полянов, В. Р. Бганба, В. И. Медведев и др.).

В содержании гносеологического компонента экологического сознания обозначают следующие аспекты: различного рода эмпирические знания о природе, понимание органической связи человека, общества с природой, осознание закономерностей взаимодействия общества и природы (В. Г. Платонов, Т. И. Суравегина, И. Д. Зверев и др.); осознание ограниченности ресурсов природы (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.); представления человека о себе самом как об одной из взаимодействующих сторон в отношениях с природой, осознание своего места в мире (В. И. Медведев, А. А. Алдашева, Ю. Г. Марков и др.) и др.

Аксиологический компонент включает ценности, мотивы, установки в отношении к природе, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, систему регулятивных принципов нравственного характера (А. Н. Кочергин, Э. Р. Барбашина и др.); экологический гуманизм (Л. Н. Толстой, М. Н. Ганди, А. Швейцер, А. А. Горелов и др.); понимание ценности жизни и потребность ее сохранения, признание необходимости отказа от доминирования человека над природой (В. Р. Бганба, С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.)

Содержание перечисленных выше компонентов экологического сознания определяет характер практической деятельности человека в отношениях с окружающим миром.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое развитие в учении о ноосфере В. И. Вернадского, созвучном основным направлениям американского инвайронментализма (от англ. environment – окружающая среда).

Вопросы взаимоотношения общества с природной средой находят свое отражение в русской религиозной философии (Н. А. Бердяев, И. В. Киреевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. В. Флоренский и др.), центральной идеей которой стало представление о том, что Человек – составная часть Природы и их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве.

Проблему взаимоотношения человека и среды обитания исследовали  С. Н. Глазачев, Е. А. Когай, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и др.

Природа признается как педагогический фактор в процессе развития человека. Так, идея осуществления нравственного воспитания в процессе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
210 Kb
Скачали:
0