10. Гуманизм и пантеизм в филос. эпохи Возрождения
Возрождение – XV-XVII в.в. Европейские страны находились на разном уровне развития. Возрождался античный взгляд на человека. Он отличается от христианского тем, что в религии и мифологии античности в Боге рассматривали человека вровень с собой. В христианстве Бог выше человека. Наиболее известные представители: Пико Делла Мирандола “О достоинствах человека”, Джордано Бруно, Николо Макиавелли “Государь”, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм. Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности. Гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни.
Макиавелли считал, что правитель должен иметь в виду след.: люди от природы своей добры, но жизненные обстоятельства делают их грязными и злыми. Точно также рассматривали людей и французы XVIII в. (Дидро, Руссо, Вольтер). Но французы считали, что нужно революционным путем менять обстоятельства. Макиавелли подчеркнул, что обстоятельства иногда нельзя изменить столетиями, а грязными людьми нужно управлять сейчас. Правитель должен уметь играть в грязные, злые игры лучше, чем все его подчиненные вместе взятые, чтобы никому в голову не пришло соревноваться с ним. Для реализации своих возможностей правитель должен быть свирепым, как лев, и хитрым, как лиса. Только в этом случае правитель может править чисто. Макиавелли при этом подчеркнул, что вся хитрость и злоба должна быть направлена не на собственный народ, а на его защиту, т.е. на внешних врагов.
Гуманизм Макиавелли состоит в его прекрасном знании людей, мотивов поведения людей, в умении управлять и поведением и мотивами; цели гуманны – защита собственного народа.
Николай Кузанский (Кребс). Основные идеи Кузанского: мир пронизан всеобщей универсальной связью и является целостным феноменом; в духовном горизонте человека есть все, что есть в реальном космосе, он назвал человека микрокосмосом. Гуманизм человека в том, что он подчеркнул богатство души человека. Он высказал идею об ученом незнании (незнание глупого человека и умного – разные вещи), с ростом знания фактически растет граница между знанием и незнанием, естественное ср-во развития знания. Ученые могут четко формулировать проблему – это знание о незнании. Куз. первым в философии стал говорить о виртуальной реальности (виртуальность – возможность). Будучи религиозным философом, он считал, что и действительность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.