Определение влияния отдельных факторов на прирост выручки от реализации продукции. Определение влияния факторов на прирост объема продаж в отчетном году

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Задание № 1

Для определения влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции текущего года по сравнению с прошлым годом заполним таблицу 1.

ТАБЛИЦА 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Отклоне-ние (+,-)

%         динамики

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб

V

167043

185603

18560

111,1109

2

Число рабочих

N

5872

5932

60

101,0218

3

Число отработанных человеко-дней

ЧД

1385792

1453340

67548

104,8743

4

Число отработанных человеко-часов

ЧЧ

10947756

11772054

824298

107,5294

5

Среднечасовая выработка одного рабочего

В

15,2582

15,7664

0,5082

103,3307

Степень влияния следующих факторов:

Х

Х

Х

Х

6

Изменения числа рабочих

∆N

Х

Х

1707

7

Изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим

∆Д

Х

Х

6435

8

Изменения средней продолжитедьности рабочего дня

∆Ч

Х

Х

4435

9

Изменения сренечасовой ыработки одного рабочего

∆В

Х

Х

5983

Таблица составлена на основании данных отчетности ОАО "Агат".                                                                

Покажем степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов в таблице 1а. Расчеты произведены методом относительных отклонений.

ТАБЛИЦА 1а

Расчет влияния на объем продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов методом относительных величин

№ п/п

Показатель

% дина-мики

Отклоне-ние, %

Расчет влияния фактора, тыс.руб

Фактор

1

Число рабочих

101,0218

1,0218

1707

Изменение кол-ва рабочих

2

Число отработанных человеко-дней

104,8743

3,8525

6435

Изменение числа дней, отработанных 1-м рабочим

3

Число отработанных человеко-часов

107,5294

2,6551

4435

Изменение продолжительности рабочего дня

4

Выручка

111,1109

3,5815

5983

Изменение среднечасовой выработки 1-го рабочего

1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих.

% динамики = N1 / N0 =  5932 / 5872 = 101,0218 %

2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом.

Отклонение = % динамики – 100% = 101,0218 % - 100% = 1,0218 %

3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж.

Влияние фактора = V0 * Отклонение / 100 = 167043 * 1,0218 / 100 = 1707 тыс.рублей.

Аналогично определяем влияние на изменение объема продаж остальных факторов.

4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.

ΔV = ΔN + ΔД + ΔЧ + ΔВ = 1707 + 6435 + 4435 + 5983 = 18560 тыс.рублей

Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО "Агат" произошел рост объема продаж на 18560 тыс.рублей по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы: увеличение числа рабочих (ΔN), увеличение числа дней отработанных одним рабочим (ΔД), увеличение средней продолжительности рабочего дня (ΔЧ) и увеличение среднечасовой выработки одного рабочего (ΔВ):

1.  Рост числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом  на  60 человек привел к увеличению объема продаж на 1707 тыс.рублей или на 9,2 %.

2.  По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 9 дней среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на  6435 тыс.рублей  или на 34,67 %.

3.  В отчетном году на 0,2  часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 4435 тыс.рублей или на 23,9 %.     

4.  В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась на 0,51 рубль. Повышение производительности труда позволило увеличить объем продаж на 32,23%  или на 5983 тыс.рублей.

Неиспользованного резерва на увеличение объема продаж у предприятия нет, т.к. за отчетный период рассматриваемые трудовые факторы оказали положительное влияние на увеличение объема продаж

Задание № 2

Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж заполним таблицу 2.

ТАБЛИЦА 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Отклоне-ние (+,-)

1

Объем подаж (без НДС), тыс. руб

V

167043

185603

18560

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж

МЗ

96539

107416

10877

3

Материалоотдача реализованной продукции

Мот

1,73032

1,72789

-0,00243

Степень влияния следующих факторов:

Х

Х

Х

4

Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

∆МЗ

Х

Х

18821

5

Изменения материалоотдачи реализованной продукции

∆Мот

Х

Х

-261

Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:

V = МЗ * Мот

Применим метод абсолютных разниц.

1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Мот 0 = 10877 * 1,73032 = 18821 тыс.рублей

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции

ΔV(Мот) = МЗ1 * ΔМот =   107416 * (- 0,00243) = - 261 тыс.рублей

3. Общее влияние факторов равно 18821 – 261 = 18560 тыс.рублей

Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО "Агат" произошел рост объема продаж на 18560 тыс.рублей по сравнению с предыдущим годом.

Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е.  увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 11,27 % или на 10877 тыс.рублей, что  позволило увеличить объем продаж на 101,41 % или на 18821

Похожие материалы

Информация о работе