Задание № 1
Для определения влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции текущего года по сравнению с прошлым годом заполним таблицу 1.
ТАБЛИЦА 1
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов |
||||||
№ п/п |
Показатель |
Условное обозна-чение |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклоне-ние (+,-) |
% динамики |
1 |
Объем продаж (без НДС), тыс. руб |
V |
167043 |
185603 |
18560 |
111,1109 |
2 |
Число рабочих |
N |
5872 |
5932 |
60 |
101,0218 |
3 |
Число отработанных человеко-дней |
ЧД |
1385792 |
1453340 |
67548 |
104,8743 |
4 |
Число отработанных человеко-часов |
ЧЧ |
10947756 |
11772054 |
824298 |
107,5294 |
5 |
Среднечасовая выработка одного рабочего |
В |
15,2582 |
15,7664 |
0,5082 |
103,3307 |
Степень влияния следующих факторов: |
Х |
Х |
Х |
Х |
||
6 |
Изменения числа рабочих |
∆N |
Х |
Х |
1707 |
|
7 |
Изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим |
∆Д |
Х |
Х |
6435 |
|
8 |
Изменения средней продолжитедьности рабочего дня |
∆Ч |
Х |
Х |
4435 |
|
9 |
Изменения сренечасовой ыработки одного рабочего |
∆В |
Х |
Х |
5983 |
Таблица составлена на основании данных отчетности ОАО "Агат".
Покажем степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов в таблице 1а. Расчеты произведены методом относительных отклонений.
ТАБЛИЦА 1а
Расчет влияния на объем продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов методом относительных величин |
|||||
№ п/п |
Показатель |
% дина-мики |
Отклоне-ние, % |
Расчет влияния фактора, тыс.руб |
Фактор |
1 |
Число рабочих |
101,0218 |
1,0218 |
1707 |
Изменение кол-ва рабочих |
2 |
Число отработанных человеко-дней |
104,8743 |
3,8525 |
6435 |
Изменение числа дней, отработанных 1-м рабочим |
3 |
Число отработанных человеко-часов |
107,5294 |
2,6551 |
4435 |
Изменение продолжительности рабочего дня |
4 |
Выручка |
111,1109 |
3,5815 |
5983 |
Изменение среднечасовой выработки 1-го рабочего |
1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих.
% динамики = N1 / N0 = 5932 / 5872 = 101,0218 %
2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом.
Отклонение = % динамики – 100% = 101,0218 % - 100% = 1,0218 %
3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж.
Влияние фактора = V0 * Отклонение / 100 = 167043 * 1,0218 / 100 = 1707 тыс.рублей.
Аналогично определяем влияние на изменение объема продаж остальных факторов.
4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.
ΔV = ΔN + ΔД + ΔЧ + ΔВ = 1707 + 6435 + 4435 + 5983 = 18560 тыс.рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО "Агат" произошел рост объема продаж на 18560 тыс.рублей по сравнению с предыдущим годом.
На данное изменение оказали влияние следующие факторы: увеличение числа рабочих (ΔN), увеличение числа дней отработанных одним рабочим (ΔД), увеличение средней продолжительности рабочего дня (ΔЧ) и увеличение среднечасовой выработки одного рабочего (ΔВ):
1. Рост числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 60 человек привел к увеличению объема продаж на 1707 тыс.рублей или на 9,2 %.
2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 9 дней среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 6435 тыс.рублей или на 34,67 %.
3. В отчетном году на 0,2 часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 4435 тыс.рублей или на 23,9 %.
4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась на 0,51 рубль. Повышение производительности труда позволило увеличить объем продаж на 32,23% или на 5983 тыс.рублей.
Неиспользованного резерва на увеличение объема продаж у предприятия нет, т.к. за отчетный период рассматриваемые трудовые факторы оказали положительное влияние на увеличение объема продаж
Задание № 2
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж заполним таблицу 2.
ТАБЛИЦА 2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов |
|||||
№ п/п |
Показатель |
Условное обозна-чение |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклоне-ние (+,-) |
1 |
Объем подаж (без НДС), тыс. руб |
V |
167043 |
185603 |
18560 |
2 |
Стоимость материалов в себестоимости продаж |
МЗ |
96539 |
107416 |
10877 |
3 |
Материалоотдача реализованной продукции |
Мот |
1,73032 |
1,72789 |
-0,00243 |
Степень влияния следующих факторов: |
Х |
Х |
Х |
||
4 |
Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж |
∆МЗ |
Х |
Х |
18821 |
5 |
Изменения материалоотдачи реализованной продукции |
∆Мот |
Х |
Х |
-261 |
Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:
V = МЗ * Мот
Применим метод абсолютных разниц.
1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж
ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Мот 0 = 10877 * 1,73032 = 18821 тыс.рублей
2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции
ΔV(Мот) = МЗ1 * ΔМот = 107416 * (- 0,00243) = - 261 тыс.рублей
3. Общее влияние факторов равно 18821 – 261 = 18560 тыс.рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО "Агат" произошел рост объема продаж на 18560 тыс.рублей по сравнению с предыдущим годом.
Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е. увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 11,27 % или на 10877 тыс.рублей, что позволило увеличить объем продаж на 101,41 % или на 18821
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.