В последнее время заметно проявляется стремление государственных и других органов использовать аудит для выполнения своих контрольных функций, устанавливать надзор за деятельностью аудиторов в ущерб их независимости. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" создаются аудиторские союзы для осуществления проверок в отношении входящих в них сельскохозяйственных кооперативов. Контрольный аппарат Минфина России получил право проверять качество аудиторских проверок и получать отчеты о деятельности аудиторских организаций. Тем самым нарушаются основополагающие принципы аудиторской деятельности - независимость и конфиденциальность, и как следствие - объективность аудиторских заключений.
Аудит может быть по-настоящему профессиональным и объективным только тогда, когда осуществляется без какого то ни было давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля. Такую правовую защиту ему должен обеспечить закон.
- В Государственной Думе принят в первом чтении "Закон об аудите". Что Вы можете сказать о нем? Насколько он отвечает современному этапу развития аудита в России? Насколько он соответствует международным тенденциям регулирования аудита?
- Федеральный закон об аудиторской деятельности крайне необходим для создания современной правовой базы российского аудита, который стал неотъемлемой частью отечественной рыночной экономики.
Действующие Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации устарели. Изданные на их основе или, напротив, помимо их требований другие нормативно - правовые документы, регулирующие в настоящее время аудиторскую деятельность, часто экономически и юридически не обоснованы, противоречивы, поэтому тормозят дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.
В Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности" отмечено, что аудитор не устанавливает достоверность отчетности, а формирует и выражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях. Целью аудита не является и не может быть установление абсолютной достоверности отчетности, а следовательно, и полное устранение информационного риска.
Аудиторское заключение свидетельствует о том, что подтвержденная аудитором годовая бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с действующим законодательством и правильно отражает финансово - хозяйственное положение организации. Вместе с тем аудит направлен лишь на снижение риска неправильной оценки финансового состояния на основе данных бухгалтерской отчетности, но не касается других рисков, влияющих на жизнеспособность организации в будущем (политических, экономических, форс - мажорных обстоятельств и др.).
Обзор рынка аудиторских услуг |
||
По мнению участников российского финансового рынка, аудит и консалтинг превращаются в полноценный и цивилизованный сегмент экономики. Появилось законодательство, растет конкуренция, происходят слияния и банкротства компаний За свою историю российский аудит уже успел пройти 3 стадии развития. Первая стадия пришлась на период активной приватизации, когда новоявленный хозяин решал проверить, стоила ли уплаченных денег приобретенная собственность. Вторая - ознаменовалась появлением предусмотрительных инвесторов, которые стали обращаться к аудиторам до приобретения собственности. Сегодня же рынок вступил в третью стадию, когда аудитора нанимает и продавец, и покупатель предприятия, чтобы иметь независимое заключение о предмете сделки. Российский рынок аудиторских и консалтинговых услуг представлен иностранными и российскими аудиторами. Доминирующие позиции бывшей "Большой пятерки" отнюдь не говорят о непрофессионализме отечественных ревизоров. В российских филиалах Ernst &Young или KPMG работают преимущественно |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.