МАТЕРИАЛЫ ПО “АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ”
1. Необходимость и значение публичной отчетности и ее анализа в рыночной экономике
Смена концепции управления – вертикальная иерархия
горизонтальная система участников конкурентного рынка: собственники, заимодавцы, руководители, персонал, поставщики, покупатели, общество (государство).
В рыночных условиях система пользователей экономического анализа из вертикальной трансформировалась в горизонтальную, стала более широкой. По отношению к предприятиям пользователей можно классифицировать на:
· внутренних;
· внешних.
По отношению к результатам деятельности предприятий пользователи подразделяются на:
· непосредственно заинтересованных – это основные партнерские группы (табл. 1);
· опосредственно заинтересованных – страховые, аудиторские, консультационные фирмы, регулирующие организации, биржи и др.
По разнообразным видам отношений с предприятиями среди пользователей анализа финансовой отчетности выделяют: собственников, руководителей, персонал, поставщиков, покупателей, государство (см. табл.1).
Таблица 1
Характеристика пользователей экономического анализа
Основные партнерские группы |
Вклад партнерской группы |
Требуемый вид компенсации |
Информационные интересы партнерских групп |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
Заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты |
Ликвидность (платежеспособность) |
Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Вся информация, полезная для управления |
Персонал (служащие) |
Выполнение работ в соответствии с разделением труда |
Зарплата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия и его ликвидность |
Поставщики средств и предметов труда |
Поставка средств и предметов труда |
Договорная цена |
Финансовое состояние: ликвидность |
Покупатели (клиенты) |
Сбыт продукции |
Договорная цена |
Финансовое состояние и состояние запасов готовой продукции и товаров |
Общество (государство) в лице налоговых органов |
Услуги общества (государства) |
Уплата налогов полностью и в срок |
Финансовые результаты предприятия |
Потребность в информации, ее виде определяется особенностями ситуации, сделки, для которой готовиться решение. Многообразие ситуаций определяется многообразием партнерских групп - пользователей экономической информацией.
Для принятия решений на товарных и финансовых рынках может использоваться любая информация:
1) по характеру формирования: учетная и внеучетная информация;
2) по форме представления: информация формализованного и информализованного характера.
В процессе финансового анализа может привлекаться следующая информация (по содержанию):
· информация о технической подготовке производства;
· информация нормативно-правового характера;
· плановая информация (бизнес-план);
· хозяйственный (экономический) учет:
оперативный (оперативно-технический) учет;
бухгалтерский учет;
статистический учет;
· отчетность:
публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая);
квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну);
выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), производимая по специальным указаниям;
обязательная статистическая отчетность;
· прочая информация:
публикации в прессе;
опросы руководителя;
экспертная информация.
По определению финансовая отчетность – совокупность данных, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за период. Согласно принципам МСФО и российским стандартам. Целью финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении информации о финансовом положении предприятия (либо консолидированной группы предприятий) и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельности, эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело.
Цель финансовой отчетности, ее роль в экономике общества непосредственно влияют на формирование логики бухгалтерского учета и его концепцию, что видно на рисунке 2.
Рис. 2. Отчетность и логика построения основ бухгалтерского учета
2. Цели и задачи анализа финансовой отчетности
Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий (см. рис.3).
Рис.3. Место анализа финансовой отчетности в системе экономического анализа
АФО – процесс оценки (диагностики) ретроспективного и перспективного финансового состояния, финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта на основе изучения финансово-бухгалтерской отчетности с целью принятия финансовых решений стратегического и тактического характера.
Внутренний финансовый анализ – все вопросы внешнего финансового анализа (за искл. последнего) и все вопросы внутрихозяйственного анализа.
Финансовый анализ – процесс оценки или диагностики ретроспективного и перспективного финансового состояния, финансовых ресурсов предприятия на основе изучения финансово-бухгалтерской отчетности.
Цель анализа финансовой отчетности – удовлетворение информационных запросов пользователей бухгалтерской отчетности.
В соответствии с разнообразием интересов пользователей можно выделить следующие задачи:
1.Оценка положения данной организации на рынке капиталов.
2.Оценка текущих и перспективных задач организации в сфере управления финансами.
3.Оценка финансовых ресурсов организации и оценка эффективности их использования.
4.Оценка возможных и целесообразных темпов развития организации исходя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.