Условия продажи ремонтной компании сильно зависят от ее текущей рентабельности. Важно, что Комитет по реформированию РАО «ЕЭС России» принял решение, по которому до реализации акций энергоремонта АО-энерго или АО-электростанция должно заключить договоры на выполнение ремонтных работ со своими ремонтными подразделениями. Это делается, чтобы повысить капитализацию отчуждаемой ремонтной компании и гарантировать для АО-энерго или АО-электростанции обеспеченность ремонтными услугами в течение периода, когда энергоремонты будут реформироваться.
У многих АО-энерго среди дочерних обществ есть не одно ремонтное предприятие, а несколько. Например, могут быть обособлены подразделения, ремонтирующие генерирующие и сетевые объекты или специальные объекты, например, здания. В таком случае дочерние ремонтные компании будут выставляться на торги по отдельности. Особые проблемы при этом могут возникнуть при отчуждении компаний, специализирующихся на ремонте электросетей. Ведь в электросетевом бизнесе сохраняется государственная монополия, и тарифы на услуги сетей еще долго будут регулироваться государством. Это значит, что и затраты сетевых компаний, в том числе ремонтные , будут нормироваться. Далеко не очевидно, как будет выглядеть данное нормирование и насколько выгодно оно будет для ремонтно-сетевых компаний. Энергоремонтные предприятия, занимающиеся генерирующими мощностями, находятся в более простых условиях : и они сами, и их клиенты, и их поставщики будут свободны в решениях о ценообразовании, а значит, никаких хронических диспропорций сложится не должно.
Соотношение между себестоимостью энергоремонтных работ и их ценой имеет для инвестора принципиальное значение, но при этом цены на энергоремонт не могут быть предметом произвольного соглашения между заказчиком и подрядчиком. Они регулируются сметными нормативами, содержащимися в так называемом едином ценообразующем документе под названием «Справочник структурных показателей для формирования свободных цен на энергоремонт в условиях перехода к рыночной экономике».
В сегодняшних условиях теоретически не исключена ситуация, когда минимальная цена ремонтных работ, приемлемая для независимого подрядчика, окажется выше, чем цена, максимально допустимая с точки зрения «Справочника структурных показателей», отражающего позицию Минэнерго и РАО «ЕЭС России». Такая коллизия создаст классический товарный дефицит в позднесоветском стиле : по высоким ценам продавать запрещено, а по низким никто не хочет. Последствия в таком случае совершенно предсказуемы: с одной стороны, возникнет черный рынок энергоремонтных услуг, у энергокомпаний появится стимул
вернуться к практике выполнения ремонтов хозяйственным способом. Вероятность подобного расклада существенно снижает привлекательность инвестиций в энергоремонтные предприятия, которым предстоит быть выставленными на продажу в ближайшее время.
Но не исключено, что будут найдены новые возможности снижения затратности ремонтных работ. В таком случае отрасль ждет бум: энергоремонтные компании, выставляемые на торги, будут хорошо раскупаться, и скорее всего многие сервисные компании захотят войти на этот рынок, чтобы составить им конкуренцию.
Если в дальнейшем реформа пойдет разумно, то можно будет увидеть, сколь ярко и разнообразно могут проявиться свободно-рыночные отношения в сфере энергоремонта. Новые ремонтные компании будут дробиться и объединяться, как только их реорганизация окажется востребованной для более эффективного удовлетворения нужд клиента. Предприятия энергоремонта смогут сконсолидироваться по региональному принципу, по профилю оказываемых услуг; они смогут объединиться с производителями энергооборудования, с независимыми ремонтниками, со строителями и вообще с кем угодно. Может быть, даже с нефтяными компаниями или предприятиями автосервиса. Заранее предсказать наиболее эффективные решения невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.