Спрос, закон спроса и неценовые факторы спроса. Спрос: сущность и способы его представления. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

19.              Спрос, закон спроса  и неценовые факторы спроса.

Спрос: сущность и способы его представления.

Закон спроса.

Спрос как обобщающий термин описывает поведения фактических и потенциальных покупателей, он отражает, какое количество товара  готовы приобрести потребители на рынке. При этом готовность потребителя к покупке определяется не только желанием приобрести данный товар, но и его платежеспособностью. Главными составляющими спроса является наличие потенциальных покупателей, их желание приобрести товар и их возможность приобрести данный товар. Величины спроса должны иметь определенное значение и относится к определенному отрезку времени.

Спрос(D)-это желание и возможность покупателей приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями на рынке данного товара. Для определения рыночного спроса достаточно суммировать величины индивидуальных спросов по каждой цене.

Характеристика спроса может быть дополнена такими понятиями, как объем спроса(Qd) и цена спроса. Объем спроса - это количество товара, которые потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса – это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данный товар.

Существуют несколько способов представления спроса:

1 табличный способ.

Таблица 1.1 Шкала спроса

Цена товара (Р), р.

Объём спроса (2о), шт.

25

9

20

18

14

29

10

36

5

47

Шкала спроса - это таблица, которая отражает обратную связь между объёмом спроса на товар и ценой данного товара. При этом прочие факторы, например, цены других товаров, которые могут повлиять на объём спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса;

2) графический способ. В данном случае спрос изображается в виде графика (рис. 1.1), показывающего количество товара, которое потребители готовы и хотят купить по некоторым ценам. Представим данные табл. 1.1 графически и получим кривую спроса, учитывая при этом, что размещение цены на вертикальной оси, а объёма спроса на горизонтальной оси координат является традицией экономистов.

Р,р.

25 20 15 10

10    20    30    40    50   50      0& шт. Рис. 1.1. Кривая спроса

5

Кривая спроса - это графическое изображение шкалы спроса, которое показывает в графическом виде объём спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объём спроса;

3) аналитический способ. В случае аналитического способа задания спроса его функция будет представлена в виде формулы, например:

Qd=20-3*P

где р - объём спроса на товар; Р — цена данного товара.

Функция спроса ~ это функция, которая определяет спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из этих факторов является цена товара.

Анализ кривой спроса, шкалы спроса наглядно свидетельствует об обратной зависимости величины спроса на товар от цены данного товара. Такая обратная зависимость объёма спроса от цены товара зафиксирована в экономической теории как закон спроса, который гласит, что при прочих равных условиях (неизменности всех прочих параметров) снижение цены, как правило, ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Следует отметить, что в ряде случаев может им:еть место противоречие практических данных закону спроса, но это не означает нарушения закона, а объясняется нарушением допущения «при прочих равных условиях».

Действие закона спроса может быть объяснено несколькими причинами, среди которых следует отметить эффект дохода, эффект замещения, убывающую предельную полезность.

При уменьшении цены какого-либо товара и неизменной величине своего номинального дохода покупатель получает возможность приобретать большее количество» подешевевшего товара. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене на данный товар и неизменности цен на другие товары у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются (если речь идёт о товаре хорошего качества) и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество товара по более низкой цене.

Эффект дохода и эффект замещения отчётливо проявлялись в нашей стране в последние годы. Например, более низкие цены на продукты питания и непродовольственные товары на оптовых рынках по сравнению с розничной торговлей побуждали покупателей идти на оптовые рынки. В этом случае проявляются одновременно оба эффекта.

Убывающая предельная полезность предполагает уменьшение удовлетворения, которое получает потребитель от потребления последующих частей какого-либо блага. Действительно, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Поскольку предельная (добавочная) полезность экономического блага

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
242 Kb
Скачали:
0