Позиции консультанта: позиции обусловленные содержанием, позиции взаимодействия. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта. Аутентичность. Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Сила личности и идентичность. Толерантность к неопределенности. Принятие личной ответственности. О глубине отношений с другими людьми. Постановка реалистических целей. Об эмпатии. Личная зрелость консультанта. Социальная зрелость консультанта. Система ценностей консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Профессиональная подготовка консультанта. Супервизия. Этические принципы в психологическом консультировании.
З. Консультативный контакт в психологии консультирования
Определение консультативного контакта. Основные параметры консультативного контакта: эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки, добросовестность.
Представление различных направлений в психологии о консультативном контакте. Терапевтический климат. Физические компоненты. Обстановка консультирования. Структурирование времени консультирования.
Эмоциональные компоненты консультативного климата. Создание обоюдного доверия. Искренность консультативного контакта (конгруэнтность). Эмпатия в консультировании. Безусловное уважение клиента.
Навыки поддержания консультативного контакта. Перенос и контрперенос в консультировании.
4. Процесс психологического консультирования
Структура процесса консультирования. Первая встреча с клиентом. Стадии психологического консультирования. Задачи этапов психологического консультирования: стадия установления контакта; стадия сбора информации и осознание желаемого результата; стадия выработки альтернативных решений. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.
Процедуры и техника консультирования: постановка вопросов; ободрение и успокаивание. Отражение, содержания: перефразирование и обобщение; отражение чувств; паузы молчания; предоставление информации; интерпретация; конфронтация; самораскрытие консультанта.
5. Специфические проблемы психологического консультирования.
Консультирование тревожных клиентов. Консультирование при реакциях страха и фобиях. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов.
Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. Консультирование при переживании вины. Консультирование истерических, обсессивных, шизоидных, асоциальных личностей. Консультирование при параноидальных расстройствах, при алкоголизации. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами, с депрессией и суицидными намерениями. Консультирование при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком. Консультированиепри сексуальных проблемах:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. М., 1993.
З. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая
энциклопедия. СПб., 1998.
4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М„ 1998.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
7. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
8. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М.,1989.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Методологические основы труда и инженерной психологии
Объект, предмет и цель исследования психологии труда. История возникновения, становления и этапы развития психологии труда. Основные направления психологии труда. Отрасли психологии труда.
Связь психологии труда с другими науками. Классификация и характеристика методов психологии труда. Предмет, объект, цель, задачи исследования инженерной психологии. История становления и этапы развития инженерной психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Системный подход и методологические принципы инженерной психологии. Связь инженерной психологии с другими науками. Классификация и характеристика методов инженерной психологии.
2. Производственный процесс и психические состояния человека
Факторы, влияющие на надежность производственного значения. Утомление: определение, виды и степени. Методы измерения утомления, требования к ним. Соотношения утомления и усталости. Работоспособность и утомление, кривые работоспособности. Периоды изменения работоспособности в течение дня, недели, года. Влияние личностных факторов на кривую работоспособности. Повышение профессиональной работоспособности.
Монотония и кривые работоспособности. Характер поведения людей, подверженных монотонии. Типы людей, положительно относящихся к монотонии. Темп и монотония. Оптимальный уровень темпов. Виды темпов. Типы самостоятельного регулирования темпов.
3. Психологические особенности профессий
Понятие профессии. Принципы формирования предметной области профессионального труда. Типы профессий: «человек - живая природа»;
«человек - техника и неживая природа»; «человек - человек»; «человек -знаковая система»; «человек - художественный образ».
Классы профессий: гностические профессии; преобразующие профессии;
изыскательные профессии. Отделы профессий: профессии ручного труда;
профессии машинно - ручного труда; профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем; профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.
Группы профессий: работа в условиях, близких к бытовым, «комнатных»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.