Внимание. Сдвиги и колебания внимания. Внимание как перцептивное действие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Р. Вудвортс. Виимание.

Объем Вн.

Ранние экспер-ты. Гамильтон – если бросить пригоршню шариков, то трудно обозревать одновременно более 6-7 объектов (если их как-то не группировать). Но это был грубый эксперимент. Джевонс: в круглый бумажный ящик бросал горсть бобов и записывал число, которое он определил с первого взгляда, а затем – подсчитав. Произвел более тысячи проб. При 3-х и 4-х бобах не было ошибок, при пяти – ошибки в 5%, потом процент ошибок еще увеличивается (составил целую таблицу). Значительная тенденция переоценки чисел 5 и 7 и более значительная тенденция к недооценке числа выше 9.

Измерение объема. Джевонс считал, что объем измен-ся от одного момента к другому. Когда кол-во Ob верно воспроизведено – объем так же велик, как это кол-во, если делается ошибка, то объем меньше. Взяли из табл. Джевонса проценты правил. ответов для кажд. кол-ва предъявленных бобов и вычислили сред. арифметич. и постоян. отклонение. Среднее арифметич. объема для Джевонса как испыт-го – 10 бобов.

Тахистоскоп – инструмент, дающий зрит. раздражение с оч. короткой экспозицией. Испыт-й заранее знает, куда смотреть (есть точка фокуса), доэкспозиционное поле примерно той же яркости – не надо адаптировать глаза. Т.о. глаза заранее сфокусированы и конвергированы. Контролируется послеэкспозиционное поле. Мех-м работает бесшумно. Продолжит-ть экспозиции д/дать возмож-ть ясно увидеть поле, но не позволить бросить два взгляда. Яркая экспозиция дает то же самое ощущение, как и экспозиция более длинная, но менее интенсивная.

Когда требуется, чтобы было правильно схвачено кол-во Ob (разбросанные черные точки на белой карточке, предъявляемые в теч-е 37-100мс), то средний объем для здорового взрослого чел-ка равен приблизительно 8 объектам. Сред. объем колеблется от 6 до 11.

Как схватывается кол-во Оb? Часто исп-ся группировка. Еще – сосчитывание (сосчиитать за 100 мс нельзя, но зрит. последовательный образ продлевает время, затрачиваемое на сосчитывание, и первич. образ (последоват. образ) памяти предоставляет еще больше времени. Первич. образ различим, если не двигать глаза. Группировка и сосчитывание м/б скомбинированы.

Экспер-т Оберли был организован так, чтобы получить 3 объема: для восприятия кол-ва Ob любыми приемами, для восприятия, в кот. было бы исключено сосчитывание и использование последовательных образов, и для восприятия, кот. осуществлялось бы непосредственно ощущением, без группирования или сосчитывания. После кажд. пробы испыт-й сообщал, каким образом он устанавливал кол-во точек. Объем был наименьшим при прямом восприятии, промежуточным при группировке и наибольшим в случае восприятия с применением любых приемов. Объемы в среднем: для прямого восприятия – 4 точки; для прямого восприятия + группирование – 7 точек, для воспр-я, включ. все формы – 8 точек. Упражнение повышает сред. объем. Некот. испыт-е приобрет-т опыт в группировании, др. – в сосчитывании. Если одно и то же расположение точек часто повтор-ся, они научаются его непосредственно узнавать.

Различные объемы. Объем разный у разн. испыт-х, измен-ся от момента к моменту, в завис-ти от расположения точек на карточке, измен-ся также соответственно кол-ву показаний, кот. д/быть получены после экспозиции. Если требуется не только простое указание на кол-во предъявленных Ob, объем Вн. становится меньше. Экспер-т Гленвилля и Далленбаха: экспонировали 1) точки с инструкцией сообщить их кол-во, 2) буквы – с инструкцией их прочитать, 3) геометр. фигуры – с инструкцией их назвать и 4) геометр. фигуры различ. цветов – с инструкцией назвать форму и цвет кажд. фигуры. Средние объемы: 1) – 9 единиц, 2) – 7 ед., 3) – 4 ед., 4) – 3 ед.

Действит. объем восприятия больше, чем рез-ты, кот-е получаются в экспериментах, т.к. по мере отчета многое забывается. Экспер-ты на объем восприятия кол-ва звуков потерпят неудачу, т.к. происходит автоматическая ритмизация, в рез-те кот. легко подсчитать элементы.

Сдвиги и колебания Вн.

Об. сдвиги Вн. Биллингс помещал перед испыт-м картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать на кнопку кажд. раз, когда его Вн. отклоняется от этой точки. В сред. – 2 сек. на один объект или мысль до смены. Это время варьировало от момента к моменту. Пиллсбури: полученное среднее слишком высоко, т.к. испыт-е забывали отмечать некот. сдвиги, причем кажд. отмеченный сдвиг на деле означсает 2 сдвига: от наблюдаемой точке к др. объекту или мысли и от этого объекта к нажатию кнопки, поэтому среднее – не 2 сек., а 1 сек. Колебания вроде 0,1-0,2 сек. на объект – наибольшая подвижность внимания.

Если мы поставим вопрос не о том, как быстро м/передвигаться Вн., а о том, как долго оно м/оставаться фиксированным, то от Биллингса мы получаем ответ – 5 сек. На слож. объекте м/сосредоточить Вн. гораздо дольше, но Вн. сдвигается с одной части объекта к др.

Колебание Вн. при восприятии двухзначных фигур. Колебания м/б до некот. степени управляемы  путем направления глаз на ту часть фигурыф, кот. мы хотим увидеть выступающей. Если к этому управлению не прибегать, то темп колебаний оч. изменчив. Если измен-я однажды начались, они повтор-ся все чаще во время

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
577 Kb
Скачали:
0