Учебно-методическое пособие «Профилактика и коммунальная стоматология» (Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лечение постоянных зубов у учеников 1,3, 4, 5 и 7-х классов дважды в году, удаление временных зубов

Лечение постоянных зубов и удаление временных зубов у всех детей

IV (достаточный бюджет)

Для всех

Лечение постоянных зубов у всех детей один раз в году

Удаление временных зубов у всех детей

V (достаточный бюджет)

Для всех

Лечение всех постоянных зубов дважды  в году

Удаление временных зубов у всех детей

Для создания программы необходимо выбрать конкретные профилактические методы, которые отвечают совокупности трех критериев:

А) соответствуют выявленным стоматологическим проблемам;

Б) обеспечивают приемлемый профилактический эффект;

В) доступны в данных социально-экономических условиях.

Основные методы профилактики:

1.  Санитарное просвещение (воспитание здорового образа жизни) по профилактике стоматологических заболеваний.

2.  Коррекция питания детей в отношении частоты и количества употребления сахаров.

3.  Обучение детей эффективной гигиене полости рта.

4.  Местная обработка зубов противокариозными препаратами.

Указанные методы применяются дифференцировано в зависимости от особенностей  контингента.

Организация.

1.  Исполнительный комитет, созданный из специалистов          регионального (районного) отдела здравоохранения.

2.  РЗО.

3.  РОНО.

4.  Роспотребнадзор (СЭС).

5.  Дом санитарного просвещения.

6.  Женские консультации.

7.  Детские поликлиники.

8.  Детская стоматологическая поликлиника.

9.  Стоматологические поликлиники.

10.  Дошкольные детские учреждения.

11.  Школы.

Материальное обеспечение программы.

1.  Санитарно – просветительные материалы.

2.  Медикаменты.

3.  Средства гигиены полости рта.

4.  Зарплата персонала.

При долгосрочной программе расчет материалов производится на весь период: на всю пятилетку и на два первые года внедрения.

Оценка эффективности программы.

Проводится стоматологической службой под контролем главного детского специалиста, по схеме. Основными оценочными критериями программы профилактики является уровень интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта у детей и подростков, который взвешивается против измеримых задач программы. Достижение уровня здоровья детей и подростков согласно данным критериям, в установленные сроки, является мерой медицинской ответственности программы профилактики.

Необходимы, также, промежуточные оценки хода программы по уровню охвата населения, по уровню санитарно – гигиенических знаний и другое для своевременной коррекции проводимых мероприятий.

Ключевые возрастные группы для оценки результатов программы являются дети в возрасте 12 и 15 лет. Проводятся выборочные исследования по 25-50 детей в каждом исследуемом районе.

СХЕМА оценки эффективности программ:

Сроки

Контингент

Оцениваемые явления

Методы

Критерий

Возможные тенденции

Оценка эффективности программы

2 раза в год 3 года, затем 1 раз в год

Беременные женщины, дети, подростки

Охват программой профилактики

Статистический анализ отчетов

% охвата

Менее 50%,

50–70%, более 70 %

Неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая.

1 раз в год

Беременные женщины, родители, подростки

Санитарно-гигиенические знания о профилактике

Анкетирование

Уровни знаний

Без изменений, повышение

Недостаточная, положительная

1 раз в год

Дети с 5 лет, подростки

Гигиена полости рта

Определение индекса гигиены

Величина индекса гигиены

Без изменений, снижение

Используются оценочные критерии гигиены

1 раз в 2 года

Дети и подростки ключевых возрастных групп

Болезни пародонта

Определение индекса КПИ или ПИ ВОЗ

Величина индекса

Увеличение, без изменений, снижение

Используются оценочные критерии состояния полости рта

1 раз в 5 лет

Дети и подростки ключевых возрастных групп

Кариес зубов

Определение индекса КПУ

Величина индекса

Увеличение, без изменений, снижение

Используются оценочные критерии состояния полости рта

1 раз в 5 лет

Дети с 12 лет

Осложнение кариеса постоянных зубов.

Стоматологическое обследование

% или интенсивность заболеваний

Увеличение, без изменений, снижение

Не эффективна, малоэффективна, эффективна

Основная документация врача – стоматолога:

- Медицинская карта стоматологического больного; форма № 043 / у.

- Листок ежедневого учета работы врача стоматологического профиля; форма № 037 / у.

- Сводная ведомость учета работы врача – стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета; форма « 039 / у.

Тестовые задания для оценки уровня усвоения.

1. Основные факторы риска стоматологических заболеваний:

А) низкое содержание фтора в питьевой воде

Б) экстрагенитальные заболевания матери

В) превышение норм сахара в питании

Г) гипоплазии твердых тканей зубов

Д) вредные привычки

2.  Периоды наиболее высокой эффективности профилактики кариеса молочных зубов:

А)  грудной

Б) от года до 3 – х лет

В) от 3 – х до 6 лет

Г) эмбриональный

Д) любой из выше перечисленных.

3. Меры профилактики стоматологических заболеваний в грудном возрасте:

А) соблюдение рекомендаций педиатра по кормлению и нормам сахара в питании

Б) консультации отоларинголога, миогимнастика по показаниям

В) обеспечение хорошей гигиены  полости рта

Г) эндогенная лекарственного вещества для эндогенной профилактики кариеса в 1 год.

4. Основной дефект питания современного ребенка:

А) ленивое жевание

Б) избыточное количество углеводов

В) неполноценная жевательная нагрузка

Г) несбалансированное содержание белков, жиров и углеводов

Д) длительная термическая обработка пищи

Ситуационные задачи для оценки уровня знаний.

Задача 1. На приём к стоматологу в кабинет здорового ребенка педиатрической поликлиники обратились родители с девочкой 10 месяцев с жалобами на желтый цвет и шероховатость эмали прорезывавшихся зубов. У матери был токсикоз первой половины беременности и бронхит – во второй. Грудное вскармливание до 3 – х месяцев. Пьет сладкую воду. Сосет пустышку во время бодрствования. Об – но: лицо симметрично, пропорционально.  Губы приоткрыты, дышит ртом. В полости рта 51, 61, 71, 81 зубы. Режущий край желтого цвета, эмаль шероховатая. 2 группа здоровья. Дайте рекомендации по индивидуальной профилактике стоматологических заболеваний. Содержание фтора в питьевой воде 0,4 мг/л. Фторирование питьевой воды не проводится.

Список литературы.

1. Виноградова, Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога  /   Т.Ф. Виноградова с соавт.    Руководство для врачей. - М.; Медицина, 1988.

2. Виноградова, Т.Ф. Стоматология детского возраста  /   Т.Ф. Виноградова с соавт.    Руководство для врачей. - М.; Медицина, 1987.

3. Водолацкий М.П. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний  /М. П. Водолацкий с соавт.  – Ставрополь, 2004.

4. Курякина Н. В. Профилактика стоматологических заболеваний  /  Н. В. Курякина. Медицинская книга. – Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

5. Максимовский Ю.М., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний   /  Ю.М. Максимовский, О. В. Сагина.  – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.

6. Попруженко Т. В., Терехова Т. Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний.  /  Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова.  – М.: МЕДпресс-информ, 2009.

7. Сунцов, В.Г. Стоматологическая профилактика у детей.  /  В.Г. Сунцов с соавт.    Руководство для студентов и врачей. - Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

Тема: Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические занятия в женских консультациях, в детских садах, школах).

Цель: Научить составлению плана проведения санитарно-просветительной работы. Научить методике проведения санитарно-просветительной работы

Похожие материалы

Информация о работе