Управленческое решение. Классификация управленческих решений. Процесс принятия решения

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

консультативные — лица, которые окончательно принимают решения, советуются с окружающими — подчиненными или экспертами, а затем с учетом рекомендаций делают собственный выбор;

§  совместные — совместные решения принимаются в результате взаимного согласия всех участников;

§  парламентские — совместные решения принимаются в результате взаимного согласия большинства участников.

8.  По широте охвата:

§  общие — касаются одинаковых для всех проблем (пример, время начала и окончания рабочего дня);

§  специальные — узкие проблемы, присущие только одному подразделению иди группе работающих в нем людей.

9.  По предопределенности:

10.  По масштабам решения:

§  глобальные — затрагивают всю организацию в целом;

§  локальные — затрагивают определенную сферу деятельности организации.

11.  По способам выработки:

§  интуитивные — имеет в своей основе предположение руководителя, что его выбор правилен (интуиция — это способность предугадывать, предполагать, предвидеть; высокий риск ошибок!);

§  адаптационные — основываются на общих знаниях, здравом смысле, опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности;

§  рациональные (аналитические) — предполагает рациональность суждения при принятии решения (предполагает наиболее точное решение!).

12.  По объектам:


§  производственные;

§  финансовые;

§  кадровые и др.


13.  По определенности результата:


§  вероятностные;

§  детерминированные.


14. По последствиям:


§  рисковые;

§  безрисковые.


15. По характеру:


§  творческие;

§  стандартные.

Процесс принятия управленческого решения.

В узком смысле принятие решения — выбор единственного варианта из нескольких альтернатив.

В широком смысле принятие решения — это процесс, включающий:

—  подготовку решения;

—  принятие решения (выбор варианта);

—  реализация принятого решения.

В основе принятия решения лежит научный метод, который предполагает:

1)  наличие структуры процесса принятия решений;

2)  использование моделей принятия решений;

3)  использование методов выработки решений.

Процесс принятия решения:

I. Этапы подготовки решения:

1. Анализ ситуации и формулировка проблемы (определение причин возникновения проблемы через сбор и изучение внутренней и внешней информации по данному вопросу).

2. Изучение проблемы.

Поводят ранжирование проблемы по критериям:

§  жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем);

§  внимание к проблеме (мотивированностьи наличие способностей у участниковорганизации ее решить);

§  степень использования способностей и времени руководителя;

§  срочность проблемы и ограничения во времени;

§  последствия проблемы;

§  воздействие решения проблемы на организацию.

3. Постановка конкретных управленческих задач.

4. Обоснование возможности и целесообразности решения (учитывается объем предстоящей работы, ресурсные затраты, ожидаемый эффект и др.).

5. Определение требований к отбору окончательного варианта решения (выделяют два вида требований:

—  необходимые требования — это жесткие ограничения, переступить которые недопустимо. Они отделяют приемлемые варианты решений от неприемлемых, например:

§  законодательные нормы,

§  технические нормы,

§  экологические нормы и др.;

—  желательные требования — дают возможным делать выбор лучшего варианта решения из оставшихся, например:

§  эргономические (обеспечение удобства и комфорта для работника),

§  социальные (защищенность, поддержка, безопасность),

§  экономические (обеспечение прибыльности работы).

II. Этапы принятия решения:

6. Формулировка вариантов решения (устранение того, что не желательно, но существует, либо приобретение того, что желательно, но отсутствует).

Виды вариантов решений:

7. Оценка вариантов и выбор окончательного варианта решения.

Оценка вариантов решения.

Примечание:

Иногда не удается принять решение, не имеющее отрицательных последствий, поэтому варианты решения анализируются, чтобы определить (см. схему сверху):

Выбор окончательного варианта решения.

8. Согласование решения с заинтересованными лицами.

9. Утверждение решения руководством организации или подразделения.

III. Этапы реализации решения:

10. Введение решения в действие.

11. Контроль за выполнением решения.

12. Анализ выполнения и корректировка решения.

Действия, предшествующие реализации решения:

1) составление графика ввода решения его в действие (показывает — что, когда и с затратами каких ресурсов должно быть достигнуто решение);

2) составление графика контроля за этим процессом (создает основу для проверки выполнения решения и достигнутых результатов).

Подходы к принятию решений.

1.  Централизованный подход (решение принимается высшим звеном управления — дирекция предприятия).

2.  Децентрализованный (решение принимается на местах — руководители

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
880 Kb
Скачали:
0