консультативные — лица, которые окончательно принимают решения, советуются с окружающими — подчиненными или экспертами, а затем с учетом рекомендаций делают собственный выбор;
§ совместные — совместные решения принимаются в результате взаимного согласия всех участников;
§ парламентские — совместные решения принимаются в результате взаимного согласия большинства участников.
8. По широте охвата:
§ общие — касаются одинаковых для всех проблем (пример, время начала и окончания рабочего дня);
§ специальные — узкие проблемы, присущие только одному подразделению иди группе работающих в нем людей.
9. По предопределенности:
10. По масштабам решения:
§ глобальные — затрагивают всю организацию в целом;
§ локальные — затрагивают определенную сферу деятельности организации.
11. По способам выработки:
§ интуитивные — имеет в своей основе предположение руководителя, что его выбор правилен (интуиция — это способность предугадывать, предполагать, предвидеть; высокий риск ошибок!);
§ адаптационные — основываются на общих знаниях, здравом смысле, опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности;
§ рациональные (аналитические) — предполагает рациональность суждения при принятии решения (предполагает наиболее точное решение!).
12. По объектам:
§ производственные;
§ финансовые;
§ кадровые и др.
13. По определенности результата:
§ вероятностные;
§ детерминированные.
14. По последствиям:
§ рисковые;
§ безрисковые.
15. По характеру:
§ творческие;
§ стандартные.
Процесс принятия управленческого решения.
В узком смысле принятие решения — выбор единственного варианта из нескольких альтернатив.
В широком смысле принятие решения — это процесс, включающий:
— подготовку решения;
— принятие решения (выбор варианта);
— реализация принятого решения.
В основе принятия решения лежит научный метод, который предполагает:
1) наличие структуры процесса принятия решений;
2) использование моделей принятия решений;
3) использование методов выработки решений.
Процесс принятия решения:
I. Этапы подготовки решения:
1. Анализ ситуации и формулировка проблемы (определение причин возникновения проблемы через сбор и изучение внутренней и внешней информации по данному вопросу).
2. Изучение проблемы.
Поводят ранжирование проблемы по критериям:
§ жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем);
§ внимание к проблеме (мотивированностьи наличие способностей у участниковорганизации ее решить);
§ степень использования способностей и времени руководителя;
§ срочность проблемы и ограничения во времени;
§ последствия проблемы;
§ воздействие решения проблемы на организацию.
3. Постановка конкретных управленческих задач.
4. Обоснование возможности и целесообразности решения (учитывается объем предстоящей работы, ресурсные затраты, ожидаемый эффект и др.).
5. Определение требований к отбору окончательного варианта решения (выделяют два вида требований:
— необходимые требования — это жесткие ограничения, переступить которые недопустимо. Они отделяют приемлемые варианты решений от неприемлемых, например:
§ законодательные нормы,
§ технические нормы,
§ экологические нормы и др.;
— желательные требования — дают возможным делать выбор лучшего варианта решения из оставшихся, например:
§ эргономические (обеспечение удобства и комфорта для работника),
§ социальные (защищенность, поддержка, безопасность),
§ экономические (обеспечение прибыльности работы).
II. Этапы принятия решения:
6. Формулировка вариантов решения (устранение того, что не желательно, но существует, либо приобретение того, что желательно, но отсутствует).
Виды вариантов решений:
7. Оценка вариантов и выбор окончательного варианта решения.
Оценка вариантов решения.
Примечание:
Иногда не удается принять решение, не имеющее отрицательных последствий, поэтому варианты решения анализируются, чтобы определить (см. схему сверху):
Выбор окончательного варианта решения.
8. Согласование решения с заинтересованными лицами.
9. Утверждение решения руководством организации или подразделения.
III. Этапы реализации решения:
10. Введение решения в действие.
11. Контроль за выполнением решения.
12. Анализ выполнения и корректировка решения.
Действия, предшествующие реализации решения:
1) составление графика ввода решения его в действие (показывает — что, когда и с затратами каких ресурсов должно быть достигнуто решение);
2) составление графика контроля за этим процессом (создает основу для проверки выполнения решения и достигнутых результатов).
Подходы к принятию решений.
1. Централизованный подход (решение принимается высшим звеном управления — дирекция предприятия).
2. Децентрализованный (решение принимается на местах — руководители
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.