Методическое пособие по дисциплине «Социально-психологический тренинг с детьми и подростками»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Методическое пособие по дисциплине

«Социально-психологический тренинг с детьми и подростками» СПТ

Автор и составитель к.психол.н. .

Дисциплина «Социально-психологический тренинг с детьми и подростками» состоит из двух тематических разделов.

Первый раздел включает в себя рассмотрение основных психологических аспектов проблемы оказания практической социально-психологической помощи детям и подросткам. Он посвящен изучению основных закономерностей организации и ведения группового тренинга с детьми и подростками группы риска. В нем представлена характеристика одной из программ клубных форм профилактики социального сиротства.

Во втором разделе представлены основные направления построения тренинга с детьми и подростками. В этом разделе студенты изучают конкретное методическое содержание практической коррекционной, профилактической и развивающей работы с детьми и подростками. Знакомятся с типологией психотехнических средств проведения тренинга, примерами фрагментов тренинга, приемами оценки эффективности  тренинга.

Содержание дисциплины

Раздел I. Социально-психологического тренинг как метод профилактической, коррекционной и развивающей работы с детьми и подростками.

Тема 1.1. Основы организации и ведения группового тренинга с детьми и подростками.

Следует обратить внимание на основные положения: Социально-психологический тренинг относится к групповым формам работы с детьми и подростками. Групповая психологическая работа имеет ряд преимуществ (К.Рудестам) в том числе для самораскрытия, позитивной идентификации, возможности ролевого экспериментирования.

Ключевые понятия:  модус групповой психологической работы, парадигма психологической работы, конгруэнтность, групповая динамика, групповые нормы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Характеристика групповых форм психологической работы с детьми и подростками.
  2. Основные виды тренинговых групп.
  3. Стадии развития группы, групповые нормы.
  4. Специфика подросткового тренинга.

Основная литература: 1,3.

Дополнительная литература: 11, 12,17,24,25.

Тема 1.2. Особенности клубных форм профилактики «социального» сиротства.

Следует обратить внимание на основные положения: Одним из наиболее эффективных направлений социально-психологической поддержки и помощи в воспитании и реабилитации безнадзорных детей/подростков, является клубная форма работы с семьями группы риска. Специфика данногоподхода к решению проблем «социального» сиротства состоит в том, что внимание здесь уделяется не только актуальным последствиям деструктивных детско-родительских отношений (распаду семьи, беспризорности при живых родителях, отказу от ребенка, воспитанию детей в учреждениях интернатного типа), но, в первую очередь, профилактике выше указанных последствий; т. е. гармонизации детско-родительских отношений  посредством создания особой развивающей культурно-реабилитационной среды.

Ключевые понятия: культурно-реабилитационная среда, пространство клубного взаимодействия, тренинг личностного роста, арттерапия, родительский клуб.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Подходы к комплексной реабилитации детей/подростков группы риска по принципу сочетания различных видов психологической помощи.

2. Принципы построения культурно-реабилитационной и развивающей среды для  детей/подростков  из группы риска.

Дополнительная литература: 2, 5, ,6,7, 8,9,10,13,14,15,16,18,,19,21,31,32.

Раздел II. Типология упражнений социально-психологического тренинга с детьми и подростками.

Тема 2.1. Психотехнические процедуры начала тренинга: знакомство, введение имени, приветствие, разминка.

Следует обратить внимание на основные положения: В начале тренинговых занятий проводятся упражнения, позволяющие создать атмосферу доверия, открытости, сплоченности, работоспособности для каждого из участников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Приемы введения имени и обеспечения запоминания имен участников.
  2. Приветствия и разминки с использованием игровых средств.

Основная литература: 1,3.

Дополнительная литература: 1,12,16,20,25,27,29,32.

Тема 2.2. Психогимнастические упражнения: эмоциональные состояния,  саморегуляция.

Следует обратить внимание на основные положения: В занятия включаются упражнения на развитие способности к оценке эмоционального состояния себя и окружающих, умения контролировать свое поведение. Упражнения, направленные на идентификацию с позитивными социально

Похожие материалы

Информация о работе