Департамент образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Методическое пособие по дисциплине
«Социально-психологический тренинг с детьми и подростками» СПТ
Автор и составитель к.психол.н. .
Дисциплина «Социально-психологический тренинг с детьми и подростками» состоит из двух тематических разделов.
Первый раздел включает в себя рассмотрение основных психологических аспектов проблемы оказания практической социально-психологической помощи детям и подросткам. Он посвящен изучению основных закономерностей организации и ведения группового тренинга с детьми и подростками группы риска. В нем представлена характеристика одной из программ клубных форм профилактики социального сиротства.
Во втором разделе представлены основные направления построения тренинга с детьми и подростками. В этом разделе студенты изучают конкретное методическое содержание практической коррекционной, профилактической и развивающей работы с детьми и подростками. Знакомятся с типологией психотехнических средств проведения тренинга, примерами фрагментов тренинга, приемами оценки эффективности тренинга.
Содержание дисциплины
Раздел I. Социально-психологического тренинг как метод профилактической, коррекционной и развивающей работы с детьми и подростками.
Тема 1.1. Основы организации и ведения группового тренинга с детьми и подростками.
Следует обратить внимание на основные положения: Социально-психологический тренинг относится к групповым формам работы с детьми и подростками. Групповая психологическая работа имеет ряд преимуществ (К.Рудестам) в том числе для самораскрытия, позитивной идентификации, возможности ролевого экспериментирования.
Ключевые понятия: модус групповой психологической работы, парадигма психологической работы, конгруэнтность, групповая динамика, групповые нормы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
Основная литература: 1,3.
Дополнительная литература: 11, 12,17,24,25.
Тема 1.2. Особенности клубных форм профилактики «социального» сиротства.
Следует обратить внимание на основные положения: Одним из наиболее эффективных направлений социально-психологической поддержки и помощи в воспитании и реабилитации безнадзорных детей/подростков, является клубная форма работы с семьями группы риска. Специфика данногоподхода к решению проблем «социального» сиротства состоит в том, что внимание здесь уделяется не только актуальным последствиям деструктивных детско-родительских отношений (распаду семьи, беспризорности при живых родителях, отказу от ребенка, воспитанию детей в учреждениях интернатного типа), но, в первую очередь, профилактике выше указанных последствий; т. е. гармонизации детско-родительских отношений посредством создания особой развивающей культурно-реабилитационной среды.
Ключевые понятия: культурно-реабилитационная среда, пространство клубного взаимодействия, тренинг личностного роста, арттерапия, родительский клуб.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. Подходы к комплексной реабилитации детей/подростков группы риска по принципу сочетания различных видов психологической помощи.
2. Принципы построения культурно-реабилитационной и развивающей среды для детей/подростков из группы риска.
Дополнительная литература: 2, 5, ,6,7, 8,9,10,13,14,15,16,18,,19,21,31,32.
Раздел II. Типология упражнений социально-психологического тренинга с детьми и подростками.
Тема 2.1. Психотехнические процедуры начала тренинга: знакомство, введение имени, приветствие, разминка.
Следует обратить внимание на основные положения: В начале тренинговых занятий проводятся упражнения, позволяющие создать атмосферу доверия, открытости, сплоченности, работоспособности для каждого из участников.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
Основная литература: 1,3.
Дополнительная литература: 1,12,16,20,25,27,29,32.
Тема 2.2. Психогимнастические упражнения: эмоциональные состояния, саморегуляция.
Следует обратить внимание на основные положения: В занятия включаются упражнения на развитие способности к оценке эмоционального состояния себя и окружающих, умения контролировать свое поведение. Упражнения, направленные на идентификацию с позитивными социально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.