обследовании важно добиться, чтобы ребенок выделил верное основание. В случае легкости выполнения, может быть предложено задание на нахождение места дополнительного объекта в ряду уже выстроенной серии объектов.
Задания на классификацию предполагают разделение объектов на группы, ориентируясь на один или два (мультипликативная классификация) признака. Интересен вариант заданий на «включение объектов» с точки зрения понимания соотношения целого и его частей.
Математика напрямую связана с использованием символов, знаков, условных обозначений, моделей, идеализированных объектов, и поэтому ее усвоение требует развития символического мышления. Можно выделить некоторые существенные уже на начальном этапе усвоения математики знания и умения, связанные со знаками и символами: знание цифр, умение обозначить множество цифрой и обратно, умение соотносить числа и др. Особое умение составляет действие моделирования, к которому могут быть отнесены действия на числовой оси, используемые для усвоения сложения и вычитания, для выделения отношений между данными, между данными и вопросом в задачах. Как умение переводить конкретное содержание на язык символов можно рассматривать и умение решать задачи, связанное прежде всего с пониманием текста. Арифметические задачи представляют собой сюжетные тексты и чтобы научиться их решить, необходимо уметь «переводить» текст задачи на язык математических отношений. Для этого используется краткая запись или перевод текста задачи на язык графических моделей. Следует подчеркнуть значение усвоения обратных действий при формировании каждого действия (подобрать цифру к множеству и обратно; построить модель к задаче и решить задачу по модели и т.п.). Обратимость – это обязательное качество, характеризующее формирование всех, и в том числе математических операций.
Наиболее ярко проявляются трудности при усвоении программы первого класса у детей, которые при обследовании показывают низкий уровень сформированности базовых математических операций. Выражаются они в том, что эти дети долго не могут научиться определять состав числа, складывать и вычитать. Такие учащиеся сразу же попадают в «зону риска» и нуждаются в дополнительных занятиях по формированию недостающих операций. Несформированность логического компонента математической готовности на первых этапах обучения в меньшей степени влияет на успешность усвоения материала, и трудности возникают к концу второго, началу третьего класса. Однако отмечено, что дети, у которых не сформирована операция классификации, испытывают трудности с самого начала обучения.
Анализ трудностей при усвоении математики
в начальной школе
Цель: оценка общего уровня математической подготовки и определение причин трудностей при усвоении начального курса математики.
Процедура проведения:
Обследование проводится в индивидуальном варианте, так как в его основе лежит качественная оценка результатов с учетом помощи, оказываемой детям в процессе выполнения заданий. Задания предъявляются последовательно, но не всегда при диагностике нужно проводить полное обследование по представленной здесь программе. В целях сокращения времени обследования целесообразно отобрать задания, направленные на решение той или иной конкретной задачи, особенно если у психолога уже имеется предварительная информация о ребенке. Примеры составления диагностических программ для решения конкретных проблем даны ниже. Если же психологу требуется провести более подробный анализ уровня математической подготовки, то после сокращенного обследования ребенку предъявляются другие задания из той области, в которой он испытывал затруднения. Можно предъявить и все имеющиеся в таблице задания, но частями, с перерывами.
Помощь оказывается только в случае ошибочного выполнения или при невыполнении задания, начиная с первого уровня. Отметка о выполнении выставляется в бланке обследования, после чего ее значение сравнивается с критическим значением для данного возраста.
Критическое значение по каждой операции значит, что не более четверти детей данного возраста набирают балл, ниже этого значения, то есть, если полученное значение ниже критического, то обследуемый ребенок относится к той четверти детей, которая справляется с заданием хуже остальных и это значит, что он нуждается в коррекционном воздействии. Преимущество данной методики в том, что с ее помощью можно наметить для каждого учащегося индивидуальную программу коррекции с учетом тех операций, которые оказались несформированы на данный момент.
Для примера оценки разберем первую операцию взаимно-однозначного соотнесения: высшая оценка – 4 балла, критическое значение для всех возрастов – 2 балла. Оценка 4 и 3 является показателем высокого уровня выполнения задания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.