Практические рекомендации по формированию адекватного образа родительства у подростков |
Стр. 38 |
Заключение |
Стр. 43 |
Библиография |
Стр. 45 |
Приложения |
Стр. 48 |
Введение
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. Оно играет значительную роль в жизни конкретной личности. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы поведенческой реализации родительства формируются под влиянием самых различных факторов.
Полноценное семейное воспитание, основой которого является осознанное отношение супругов к родительской роли, является особо актуальным в подростковый возраст, когда у подростков формируются устойчивые ценностные ориентации. В настоящее время проявляются признаки кризиса семьи: нестабильность, малочисленность, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, которые отражаются на характере семейного воспитания. Это является ярким свидетельством того, что для многих семей, воспитывающих детей, родительство не стало осознанной миссией. Для его полноценного становления и развития необходима специальная работа с молодежью по формированию осознанного родительства.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности становления родительства в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности формирования образа родительства у современных подростков
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность феномена «родительство» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Изучить особенности подросткового возраста.
3. Определить психолого-педагогические факторы формирования осознанного родительства в подростковом возрасте.
4. Выявить особенности подростков по фактору осознанности родительства.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватного образа родительства у подростков
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический (анализ литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).
В экспериментальной части работы использованы следующие методики:
1. Методика «Лики родительской любви», помогающая оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку.
2. Методика «Стратегии семейного воспитания».
3. Методика М.Рокича «Ценностные ориентации».
4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
5. Опросник «Мальчишки и девчонки» и анкета – для выявления представлений подростков о родительстве, стилях семейного воспитания, об особенностях детей разного пола.
6. Методика «Уровень субъективного контроля» Е.Г. Ксенофонтовой
Работа будет представлять теоретический и практический интерес для тех методистов, педагогов и психологов, кто занимается вопросами формирования родительства, особенно в подростковом возрасте, студентов, изучающих данные вопросы, а также для родителей, имеющих детей данной возрастной категории.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования образа родительства у современных подростков
1.1. Структура и онтогенез родительской сферы
Целевой смысл родительства – воспитание и социализация детей. Психолого-педагогическая некомпетентность родителей может отрицательно повлиять на стабильность будущей семьи и на полноценное развитие личности ребенка. Поэтому формирование родительской компетентности, особенно когнитивный и эмоциональный компонент необходимо формировать задолго до появления молодой семьи.
Мы исследовали социокультурные аспекты феномена родительства, общую структуру (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова, Е.Г. Силяева и др.) и отдельные компоненты (Е.Г. Смирнова, А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер и др.). Г.Г. Филиппова рассматривает родительство, как родительскую потребностно-мотивационную сферу [38].
Феномен родительства на основании изученной литературы [7, 29, 35] понимается нами как интегральное психологическое образование личности, которое включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, и представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания. Как интегральная структура личности, родительство может быть представлено на трёх различных уровнях: осознаваемом, слабоосознаваемом, неосознаваемом.
Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Рассматривая позицию О.М. Ермихиной, которая разводит значение понятий «родительство»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.