Основные подходы к изучению личности. Макроструктурное психологическое описание человека

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

16

Общая психология

Основные подходы к изучению личности.

ОСН.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ.  В отечественной психологии: развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, еще до того, как начинает говорить. Последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Процесс социализации связан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой процесса; индивидуализация (институт социализации — школа, неформ, объединения, семья).

Личность характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов. убеждений, идеалов, в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами ( по Л.С. Выгодскому), обусловливающими ее сознание и поведение, и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к •действит Существует 3 основных типа теорий , которые объединяют источники развития личности:

1. Биологизаторский подход (биологические особенности человека). Например: психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Сознательная жизнь человека представляет собой лишь символы вытесненных биологических потребностей. Недостаток фрейдизма: преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается, как биологическое сексуальное существо, которое находится в непрерывной тайной борьбе с обществом, заставляющем подавлять сексуальные влечения. Таким образом, мы не можем признать, что основным механизмом личности являются вытесненные из сознания биологические потребности.Эпигенетическая теория личности по Эриксону (1902 г. рожд.). Сама теория эпигенеза – биологическая, т.е. развитие живых существ происходит от воздействия внешних факторов. (Эпигенетический принцип созревания).

Он выдвинул понятие «эдентичность личности»  (основное качество личности, неразрывное с окружающем миром).

Эдентичность выражается в параметрах: центрированность человека на себе; отождествление социальной группы; определение ценности человека, его социальной роли. Невозможность применить идентичность, в соответствии с изменением среды приводит к срыву, неврозу.

Периодизация:1.Орально-сенсорная - от рождения до года: у ребенка формируется доверие к лицу через мать.Основное приобретение-надежда.2.Мышечно-анальная - от 1г. до 3 лет- соревание костно-мышечного аппарата (чувство самостоятельности; основное-сила воли).3.Локомоторно-генитальная – от 3 до 6 лет – умение планировать (развитие игровой деятельности; приобретение – инициативность нахождения цели своих действий) – цель.4.Латентная – от 6 до 12 лет – трудолюбие, деловая компетентность.5.Подростковая – 12 - 19 лет – поиск своего места в жизни, представление о себе как об уникальной личности (приобретение – способность быть верным; ссоры, переживания, выбор друга).6.Ранняя зрелость – 20 – 25 лет – обретение любви; формируется интимность или изоляция (личные проблемы решаются самостоятельно). Любовь. 7.Средняя зрелость – 26 – 64 – устойчивость интересов (зрелость личности, продуктивность или застой. Приобретение – способность заботится). Забота. 8.Поздняя зрелость – от 65 лет – серть (мудрость).Психосоциальный кризис – его положительное завершение (чувство завершенности), если отрицательное – то отчаяние.2.Социологический или социологизаторский подход (личность, как узел общественных отношений). Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.3.Гуманистическая теория личности  - изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактулизации», самовыражения). – Маслоу (теория личности) «Самоактуализацирующейся личности» присущи особенности: Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней. 2.Принятие себя и других. 3.Профессиональная увлеченность любимым делом.4.Независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.5.Способность к пониманию других.6.Новизна, свежесть оценок, открытость опыту.7.Различение цели и средств, зла и добра.8.Естественность поведения.9.Юмор.10.Саморазвитие, проявление способностей, самоактуализирущее творчество

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
187 Kb
Скачали:
0