16
Общая психология
Основные подходы к изучению личности.
ОСН.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ. В отечественной психологии: развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, еще до того, как начинает говорить. Последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Процесс социализации связан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой процесса; индивидуализация (институт социализации — школа, неформ, объединения, семья).
Личность характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов. убеждений, идеалов, в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами ( по Л.С. Выгодскому), обусловливающими ее сознание и поведение, и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к •действит Существует 3 основных типа теорий , которые объединяют источники развития личности:
1. Биологизаторский подход (биологические особенности человека). Например: психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Сознательная жизнь человека представляет собой лишь символы вытесненных биологических потребностей. Недостаток фрейдизма: преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается, как биологическое сексуальное существо, которое находится в непрерывной тайной борьбе с обществом, заставляющем подавлять сексуальные влечения. Таким образом, мы не можем признать, что основным механизмом личности являются вытесненные из сознания биологические потребности.Эпигенетическая теория личности по Эриксону (1902 г. рожд.). Сама теория эпигенеза – биологическая, т.е. развитие живых существ происходит от воздействия внешних факторов. (Эпигенетический принцип созревания).
Он выдвинул понятие «эдентичность личности» (основное качество личности, неразрывное с окружающем миром).
Эдентичность выражается в параметрах: центрированность человека на себе; отождествление социальной группы; определение ценности человека, его социальной роли. Невозможность применить идентичность, в соответствии с изменением среды приводит к срыву, неврозу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.