1
Общая психология
Память: классификация видов и процессов памяти, связь с деятельностью
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Различают следующие процессы памяти.
Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания психики.
Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о её продуктивности.
Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информацией.
Быстрота - это способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определённой скорости её обработки и использования.
Точность - это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.
Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать, определённое время в своём сознании нужную информацию.
Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
Объем, быстрота, точность, длительность» готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
1. По длительности:
- краткосрочная память (когнитивная) - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении, воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения (не более 1,5 с);
- сенсорная память (мгновенная) - периферическая, модальностно-специфическая, очень кратковременная память (0,1-0,5 секунд) с большим объемом хранящейся информации. Характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без её переработки. В зависимости от вида стимулов различаются 1) иконическая - зрение; 2) эхоическая - слух.
- кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия (не более 30 с). Здесь сохраняется обобщенный образ воспринятой картины, его наиболее впечатляющие элементы. Этот вид памяти работает с установкой на последующее воспроизведение информации. Характеризует её такое понятие как объём, который лежит в основе формирования механической памяти).
- долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения (постоянное хранение). Для припоминания нередко требуется мышление и усилие воли;
- оперативная память - сохранение материала после его запечатления на время, необходимая для выполнения задач;
- генетическая память - хранится в генотипе, передаётся по наследству из поколения в поколение. Основным механизмом запоминания информации в такой памяти являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.
2. В соответствии с типом запоминаемого материала:
- вербальная (словесно-логическая) - это память на смысл изложения, на логику, на соотношение между элементами получаемой и в словарной форме информации;
- образная (наглядно-образная) - память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные образы;
- двигательная - это память на движеция. С этим видом памяти связано совершенствование физической деятельности человека;
- эмоциональная - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основано прочность запоминания материала. ;
Генетические ступени развития памяти: от двигательной к эмоциональной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.