Определение и классификация потребностей. Типы базовых потребностей. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

почему люди различаются своими базовыми мотивациями? – вид не должен быть однотипичен, не выгодно выпускать в мир одинаковых индивидов.

Типы базовых потребностей

1) Познавательная п. эволюц в филогенезе. П побуславл приобр опыта (ею уже обладают обезьяны). Изнач ребенок и детеныш обезьяны не очень различаются затем у ребенка качественное изменение: открывается мир значений, ч устремлен в мир абстракций. Ребенок видит нечто, что расположено за предметами.

2) П в общении. Ее разв завис от наличия взрослого. Комплекс оживления (развитие общения в онтогенезе). Лисина считает, что  именно общение явл катализатором познания, условие разв всех других линий ч.  Типы отклонения, описанные в связи с общением. Шизоидный–замкнутость:

невыраж п общения – независ развитие. Конформный– подражание – как механизм развития своей мотивац сферы. Источник эволюционного развития – перенимает опыт других. Истероидный – жажда внимания – удовлетв п в общении.

3) Сексуальность. П в сексуальной сфере у ребенка вытесняются общепринятыми нормами. Отсюда своеобразное развитие.

4) П в безопасности, защищенности, (Неофрейдизм) -  индикатор отсутствия удовлетворения  этой потребности. Тревожность – целесообразная реакция, защитная реакция от внешних условий, от мира. Функции тревожности: блокировка других п (старается быть более незаметным); поиск  опасности (оп сущ потенциально, ее надо найти). Степень выраженности трев м б разной, например,  тревожный (сензитивный) тип обладает самой выраженнаой тревожностью. Последствия для такого типа: низкий уровень мотивов, комплекс неполноценности, чувство вины, способность к подлинным чувствам, повышенные моральные требования к себе. У неустойчивого типа низкая тревожность. Последствия для него -  склонность к праздности, удовольствию, отсутствие ориентиров в будущем. Эти два типа в рамках тревоги направленной на мир. Есть еще два типа, которые отражают уровень тревожности по отношению к своим ошибкам (действиям). Психостенический тип имеет высокую тревожность. Боится своих ошибок. Нерешителен. На словах все хорошо, а на деле не выходит. Защита – педантизм.  Гипертимный тип - низкая тревожность. Отсутствие каких-либо колебаний при действии. Состояние тревоги, потребность в защищенности  вносит вклад в формирование мотивации избегания (определяет уровень мотивации, уровень притязаний). Насколько человек в жизни ориентирован на будущее.

5) Игровая п. Обеспечмотивационное развитие ч (Эльконин). Игра – среда в которой формируется будущее человека. Функция: развитие, упражнение навыков. Такая потребность служит катализатором развития человека, создает возможности.

6) Эстетическая п. отрывает ч от всего остального животного мира. а) эстетическая п – производная игровой п.  Эстетическая деятельность – игра взрослых. б) эстетическая деятельность сводится к общению.

Существует ли подлинно базовое эстетическое, чувство красоты прекрасного? Теплов утверждает, что у ч могут быть  муз способности: спосбн эмоционально воспринимать, чувство меры, ритма.

Как правило, базовые потребности имеют биологические корни. Специфика их проявления, состоит в том, что они проявляются в особых человеческих условиях (в отличие от потребностей животного).

1.  Определение и классификация потребностей.

Что побуждает человека действовать – ставить цели и добиваться их осуществления?

Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.потребности характеризуются следующими признаками:

Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.

Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

Ментальные (иногда их называют материальными, но для понятия материальных есть еще и другие критерии, см. ниже) потребности связаны с жизнеобеспечением – кислород, пища, тепло, одежда, сон, жилище, безопасность, секс, экономия сил.

Социальные потребности связаны с общением в группе – контакты с себе подобными, со взрослыми индивидами, принадлежность к какой-то группе, признание, доминирование, лидерство, самоутверждение, внимание.

Идеальные (духовные) – эстетические, познавательные и направленные на существование в обществе, – потребности связанные с познанием окружающего мира и смысла своего существования, самоуважением и самореализацией, с развитием индивидуальности. 

Существует еще и понятие материальных потребностей, которые синтезируют в себе все три перечисленные группы. «Я хочу этим владеть, обладать!» Например, пальто нам нужно для того, чтобы

1)  было тепло,

2)  обратили внимание и оценили друзья

3)  хорошо сшитое пальто доставляет мне эстетическое наслаждение

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
312 Kb
Скачали:
0