бывают осознанные и неосознанные; реальные и нереальные.
Возрастная психология
Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии.
Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии
КОНЦЕПЦИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ. Исследует человеческое поведение как одну из форм поведения животного (человек рассматр как высшее животное). Впервые был поставлен вопрос о закономерности психического развития. Э.Геккель (в 1866г.) сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был механически перенесен на психическое развитие. Оно постуировалось как стихийный процесс, якобы не зависящий от воспитания и обучения ребенка. Американский психолог Ст.Холл (1846 - 1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Эти этапы развития как бы заложены в человеке от рождения и представляют собой цепь инстинктивных проявлений. Некоторые формы поведения проявляются только в определенном, сензитивном, периоде развития. Психическое развитие происходит из врожденных задатков, которые неодинаковы у разных человеческих расс, а социальная среда предъявляет свои требования к ребенку и он должен приспособиться к социуму.
НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД Гезелл (1880-1961) сводил психическое развитие ребенка к количественному увеличению, т.е. «приросту поведения». Отождествлял рост и развитие. Развитие - это созревание организма. Психическое развитие есть разновидность биологического. Смысл психического развития заключается в подготавливании ребенка к практической жизни, соразмерно с физическими возможностями ребенка. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Движущей силой развития является психическое и психологическое здоровье ребенка. В основе психического здоровья - развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное с его т.з. , удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.
Положительное в теории Гезелла: Составил области поведения младенца. Идет внешнее наблюдение за ребенком.Придумал зеркало Гезелла.Впервые ввел метод лонгитюдов - длительное исследование развития ребенка.Ввел близнецовый метод.
Термен (1877 - 1956) последователь Гезелла - один из основоположников учения о психологических тестах. Развил идеи Бине, разработал шкалу измерения интеллекта
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ З.Фрейда Поведение человека рассматривается как цепь врожденных инстинктов (инстинкты сводятся к желаниям,стремлениям, влечению, а не самому поведению). Психическое развитие последовательное созревание и взаимодействие трах уровней психики: Либидо, Эго,Суперэго.Периодизация психического развития строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений ребенка.Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение своих инстинктивных желаний: как любви так и разрушений. Каждая фаза развития - разрешение конфликта между «Оно» (Либидо) и «Я» (Эго)
0-1 год -оральная стадия
1 - 3 года - анальная стадия
3-6 лет - фаллическая стадия
5-12 лет - латентная фаза
12-18 лет - генитальная стадия
Нормальное развитие происходит с помощью механизмов сублимации (психолгический процесс преобразования энергии аффективных влечений на цепи социальной деятельности и культурного развития)
Значение. Это динамическая концепция развития. Это теория, которая показала, что для развития человека главное развитие имеет другой человек, а не предметы его окружающие.
ЭПИГИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э.Эриксона.
Эриксон внес качественные изменения в теорию психоанализа (основы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.