последние годы предпринималось несколько попыток их упорядочивания. Так, в 1995 году в ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (ст.8 и 10) вся информация с ограниченным доступом была подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом, из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная, семейная тайны, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Но уже в 1996 году в ФЗ “Об участии в международном информационном обмене” (ст.8) государственная тайна определена как один из видов конфиденциальной информации. Эта путаница сохраняется во многих законах, где ссылки “на иные охраняемые секреты”, “иные охраняемые законом тайны” предполагают продолжение списка видов информации с ограниченным доступом, и делает перечень открытым. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна; банковская тайна; тайна частной жизни; профессиональная тайна; служебная тайна. Поскольку каждая тайна выступает в виде прямых ограничений при реализации информационных прав и свобод человека и гражданина, то их правовое регулирование в соответствии с конституцией РФ возможно только через федеральные конституционные и федеральные законы. При анализе современного информационного российского законодательства можно сделать вывод, что в нем присутствуют нормы – дефиниции (и то далеко не по всем видам тайн) и нормы, устанавливающие ответственность за нарушения в этой области. В то же время, за семь лет действия Уголовного кодекса РФ в стране привлечено к уголовной ответственности за нарушение прав граждан на доступ к информации – 1 человек (ст. 140 УК РФ), за нарушение прав на коммерческую тайну – 18 человек (ст. 183 УК РФ), за нарушение прав на служебную тайну – 26 человек (ст. 310, 311, 320 УК РФ). Главная причина этого кроется не в высоком уровне правопонимания и законности в рассматриваемой области правоотношений, а скорее в отсутствии федеральных законов, устанавливающих процедуры и механизм реализации данных конституционных прав. Налицо серьезное отставание правового регулирования охраны информационных прав человека и гражданина от их провозглашения и возможностей правовой защиты при их нарушении. То есть, при признании конституционных прав непосредственно действующими и закреплении в Кодексах (УК РФ, КоАП РФ) норм об ответственности за их нарушение для реализации этих прав все равно необходимы дополнительные нормы писаного права, в том числе через принятие следующих федеральных законов:
1. "Об информационной безопасности" – установить общие правила правовой охраны прав и законных интересов в отношении трех основных объектов: информации и информационных ресурсов, в том числе информации с ограниченным доступом; информационных систем, а также в отношении защиты от вредной информации;
2. "О конфиденциальной информации"– установить перечень видов конфиденциальной информации, перечень информации без права ограничения доступа, общие правила правовой охраны прав и законных интересов человека, общества и государства в отношении этой информации, правовой режим конфиденциальности и правила его изменения в отношении различных видов тайн;
3. “О неприкосновенности частной жизни” – установить общие правила правовой охраны прав и законных интересов человека в отношении его частной жизни, соотношение специальных правовых институтов (тайны, персональные данные, ИНН и т.п.), общие основания и правила ограничения права на неприкосновенность частной жизни, правила изменения правового режима охраны права на тайну частной жизни при доступе к ней различных субъектов;
4. “О персональных данных” – установить общие правила правовой охраны прав и законных интересов человека и гражданина в отношении его частной жизни при добровольном сообщении им данных о себе, в том числе при автоматизированной обработке его персональных данных;
5. "О коммерческой тайне", "О банковской тайне", "О профессиональной тайне", "О служебной тайне" – установить специальные правила правовой охраны и защиты прав и законных интересов правообладателей в отношении каждого из основных видов конфиденциальной информации.
При этом важно учитывать:
Следует отметить, что эта концепция совершенствования законодательства о конфиденциальной информации, как и концепции всех указанных основных законопроектов в информационной сфере были разработаны еще семь лет назад и содержатся в Концепции развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности, одобренной решением Комитета Государственной Думы РФ по безопасности от 10 ноября 1998 г. № 72., но до сих пор не реализованной в этой части. Из заявленных институтов правовой охраны в действующем законодательстве наименее разработанными наряду с неприкосновенностью частной жизни являются профессиональная и служебная тайны. Профессиональная и служебная тайны: общие основы. Среди правовых признаков, объединяющих эти два многосложных вида конфиденциальной информации, можно выделить общие, присущие для всех видов информации с ограниченным доступом (документированная информация (зафиксированная на материальном носителе), защита информации с ограниченным доступом в целях предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации, а также несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, искажению, копированию и блокированию; соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве: конфиденциальная информация не подпадает под перечень информации без права ограничения доступа, не является государственной тайной и т.п.), и специальные признаки, присущие для этих двух видов тайн. Среди специальных общеродовых признаков профессиональной и служебной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.