Поэтому те вузы, где есть специальность 061100 - "Менеджмент организации" (с различными специализациями, которых насчитывается более 50), в настоящее время процветают почти независимо от качества преподавания. Специальность состоялась, она признана и востребована обществом. Более того, уже никто не настаивает на том, чтобы специалист по управлению технологиями в рамках данной специальности имел хорошее техническое образование, а по финансовому или банковскому менеджменту знал финансы не хуже специалиста-финансиста. Образовательный стандарт выделяет управленческие дисциплины как базовые для всех специализаций независимо от области специализации.
Та же ситуация и в системе послевузовского образования: в общей аудитории в каждой из многочисленных программ МВА рядом сидят и руководители промышленных предприятий, и банкиры, и менеджеры торговых организаций, и директора СМИ и т. п. И пусть среди выпускников не каждый повторит успех всемирно известных менеджеров, управленческое образование позволяет им избежать многих типовых ошибок, освоить эффективные и рациональные приемы и методы управления.
В то же время нельзя забывать, что менеджмент - это профессиональная деятельность, требующая особых личных качеств от руководителя. Но тот, кто обладает необходимыми качествами, добьется большего, если пройдет специальное обучение. И с этим в нашей стране уже никто не спорит, хотя еще 30 лет назад подобные дискуссии велись достаточно жарко, а выпускников первого управленческого вуза - бывшего Московского института управления имени Серго Орджоникидзе - весьма настороженно и скептично принимали на предприятиях.
Аналогичная ситуация в настоящее время складывается в отношении менеджеров и специалистов по управлению инновациями. Сегодня "право голоса" имеют только те руководители предприятий, которые добились существенных успехов в данной сфере. Пройдя суровую школу "проб и ошибок", они убедились, что управлению инновациями можно самостоятельно научиться или разработать свои собственные подходы и методы, если обладать соответствующим талантом. Реализовав инновации "не благодаря, а вопреки", эти руководители преувеличивают роль личных и деловых качеств, на волне успеха не замечая тех ошибок и просчетов, которые всегда сопутствуют интуитивным действиям. Их менее удачливые коллеги уже не столь радикальны и готовы принять мысль о том, что результаты введения нового были бы существенно лучше, если бы нужные решения принимались вовремя и на научной основе. Но, не достигнув успеха, они не имеют ни возможности, ни желания публично делиться своим мнением.
Мировая статистика свидетельствует, что около половины "провальных" инновационных проектов потерпели неудачу вследствие непрофессионализма менеджмента, не понимающего специфику инновационного предпринимательства. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры - в первую очередь, сети консалтинговых фирм, российские инноваторы, не получив профессионального образования по управлению инновациями, рискуют в итоге существенно больше своих коллег. И рисковый бизнес в России становится чрезвычайно рискованным...
Кто должен управлять инновациями?
Для реализации инноваций на предприятии в зависимости от их специфики требуются специалисты, имеющие адекватную профессиональную подготовку: например, маркетолог по инновациям, стратег-аналитик в инновационной сфере, специалист по экономической экспертизе нововведений в организации и др. И, безусловно, без осознающего особенности инновационного процесса менеджера проекта (лидера инновационной команды), без команды по реализации проекта с грамотным распределением ролей, без специфических приемов преодоления сопротивления изменениям, без организационной поддержки инновационной деятельности осуществление инновационного проекта сопряжено со значительными сложностями.
Управление инновациями - это особый вид деятельности, имеющий специфический объект и методы. Объект управления - инновационный проект - характеризуется динамикой основных параметров. В процессе реализации инновационного замысла постоянно меняется спецификация и технология, поэтому традиционные методы планирования и контроля оказываются неэффективными. Динамика инновационного процесса предопределяет специфический подход к организации производственной деятельности и стимулированию персонала. Неопределенность будущих условий бизнеса - неизвестная реакция потребителей и конкурентов, неточная оценка емкости и конъюнктуры рынка - эти и другие факторы приводят к тому, что традиционные методы принятия управленческих решений не гарантируют целевой результат.
Также необходимо учитывать, что инновационная деятельность не подменяет собой традиционные НИОКР и подготовку производства, а является организационно-управленческой поддержкой их реализации. Недооценка особенностей инновационной деятельности приводит к существенному снижению ее эффективности, нередко сказывается на конкурентоспособности предприятия в целом.
Научный и практический опыт свидетельствует о том, что нововведения могут реализовываться во всех отраслях экономики, а не только в сфере hi-tech. Инновационная деятельность характеризуется достаточной широтой и разнообразием инновационных идей и замыслов, но при этом она имеет общие функции вне зависимости от отраслевой специфики и существенно отличается от традиционной производственной и хозяйственной деятельности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.