1. Предмет и методы изучения микроэкономики.
М-ка имеет дело с экономич. проц-ми, происход-ми на ур-не предприятия, фирмы. Она анализирует экономич-е условия функц-ния фирмы, ее современные виды, параметры, условия и резервы обеспечения эффективной работы. Изучает поведение работника на рынке труда и в трудовых отнош-х, проявл-тся особенности деят-ти труда как в сфере пр-ва, так и в сфере общения, коммерческой, торговой, фин-вой; рассм-ся специфика аграрно-производ. сферы, рентные отношения.
В целом предметом м-ки являются производ-е (эконом-е) р-сы предприятия, фирмы, способы их эффективного использования и обеспеч-я устойчивости доходов фирмы в разл-х рын-х моделях, в краткосрочном и долговременном периоде.
М-ка дает знания о эконом-х процессах, происход-х на предприятии (фирме), мех-ме хозяйствования, в рын. среде; выработать навыки решения проблем, оптимизации использ-я факторов пр-ва и максимизации прибыли; вырабатывает понимание ограниченной взаимосвязи предпр-я с нац. эк-кой и внешней средой – природной, соц-полит., экономич., информац., научно- технической.
В м-ке на первом месте хоз. субъекты, кот расходуют рес-сы и получают полезный рез-т в виде мат. благ и услуг.
Эффект-ть Результат max Эффект-ть Затраты min
пр-ва Затраты пр-ва Результат
Хозяйствовать - действовать производ-но, рационал-но использовать р-сы, с целью получения максимально возможного объема необходимых благ.
Хоз-й субъект – эк. лицо, кот организовывает пр-во и реализацию продукции, несет полный риск хозяйствования и ответ-ть за его рез-ты. В качестве хозяйствующих субъектов признаются:
1)домашние хозяйства(отдельный чел-к, семья); 2) фирма, предприятие, ассоциация; 3) гос-во (орган управления).
М-ду субъектами в эк-ке устанавл-ся опред связи:
Также м-ка изучает проблемы рационального потребления(покупателя) на рынке готовых товаров (услуг) с учетом его выбора, относительно ограниченности ден ср-в, кот он располагает.
Функции м-ки:
В м-ке используются различные методы познания: позитивный(констатация тех или иных явл-й), нормативный(как должна работать эк-ка, чтобы быть эффект-й), индуктивный(м-д умозакл-й, основанный на обобщении фактов), дедуктивный(м-д рассуждения, с пом кот гипотезы проверяются реальными эк фактами), научное абстрагирование(мысленное отвлечение от несущественных сторон, св-в, явл-й), анализ(предполагает разделение изучаемого явл на отдельные эл-ты и исследование каждого из этих эл-тов), синтез(предпол-т, что явл-е первоначально изучается как состоящее из разл-х частей, а затем исслед-ся все вместе), эксперимент и экономические реформы.
2. Предприятие(п/п) как система и его взаимодействие с внешней средой.
Поскольку в центре м-ки предприятие(фирма), то это требует рассмотрения его как системы.
Системой может называться любой объект, имеющий в своем составе совок-ть взаимосвязанных и взаимодейст-х часте и эл-тов. Любая с-ма дожна состоять по крайней мере из трех компонентов:
1. Входа;
2. Процесса;
3. Выхода.
|
|
|
прямая
обратная
|
Система может успешно выполнять свою задачу, если она имеет регулируемое устройство. Это устр-во контролируя параметры системы на выходе и сравнивая их с заданными, должна воздействовать на вход сис-мы , т.о чтобы поддерживать ее в равновесии. В совю очередь предприятие может рассматриваться как сост. из опреде-х кол-ва частей, подразделений, каждое из кот. имеет подчиненную роль и обладает опред системными свойствами.
П/п как система характеризуется и соц структурой. Соц структура - это совокупность групп людей, опред проф состава, согласовано взаимодействующих в процессе выполнения. Функц-е отдельного п/п непосредственно связано и с внешней средой – природной, соц-полит., экономической, информационной и научно-технической.
Природа Беларуси харак-ся как зона рискованного земледелия и как пространство сравнительно бедное полезными ископаемыми(рудами черных металлов, угля, природного газа). Поэтому природные условия диктуют обществу необходимость интенсивного развития с/х и предприятий перерабатывающей пром-сти – нематериалоемкой и неэнергоемкой, а наукоемкой; необходим возрастающий уровень образованности населения.
Социально-политическая среда об-ва так или иначе определяет цель деят-ти п/п, кот состоит в том, чтобы стимулировать выпуск продукции, нужной обществу. Эта среда должна обеспечить сочетание, согласование общих интересов и кол-ва предприятия. Политика может способствовать или сдерживать развитие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.