Классификация способов бурения, страница 2

Бурильная штанга имеет следующие части: тело 1 из витой стали, головку 2 с гнездом, в которое вставляется хвостовик 5 съемного резца 4, и хвостовик 3, который вставляется в патрон шпинделя бурильной машины.

Для ручных электросверл применяют штанги с круглым хвостовиком, имеющим на конце секторный вырез, а для колонковых электросверл – с ромбическим хвостовиком.

               Осмотр, смазка ручных электрических сверл

Для обеспечения нормальной работы необходимо в начале смены произвести осмотр сверла, а затем проверить его под нагрузкой.

Для нормальной работы электросверла необходимо прежде всего, чтобы все токоведущие части его были надежно изолированы от корпуса и последний надежно заземлен, в противном случае корпус электросверла может оказаться под напряжением, что связано с опасностью поражением током обслуживающего персонала.

Тщательно должна быть проверена исправность заземления как электросверла, так и пускателя. Заземляющая жила кабеля должна быть надежно присоединена к корпусу посредством винта заземления.

Для того чтобы во время работы электросверло всегда отвечало требованиям взрывобезопасности и не могло послужить причиной несчастного случая, необходимо:

присоединение кабеля производить обязательно через вкладыш вводной муфты;

гайки, крепящие редуктор, крышку выключателя и вводную муфту, туго затянуть и под ними поставить пружинящие шайбы.

Работа электросверлом при отсутствии хотя бы одной гайки не допускается;

включение электросверла в сеть производить только помощи пускателя.

Особое внимание следует обращать на чистоту и исправность штепсельных розеток. Перед включением штепсельную розетку необходимо тщательно проверить, обратив внимание на плотность контактов. Необходимо также следить за состоянием гибкого кабеля; неисправность его может  быть причиной несчастного случая; при наличии оголенных жил кабеля и «холодных» счалок работа не допускается.

Один раз в 15 дней должен производится периодический осмотр электросверла.

При этом проверяются: пружины и контакты в выключателе (подгоревшие контакты необходимо зачистить и смазать вазелином); состояние зубьев шестерен редуктора; уплотнение мест смазки; изоляция токоведущих частей; состояние лопастей вентилятора.

Электросверло необходимо один раз в месяц разбирать, изношенные части заменить, промыть бензином шестерни и подшипники, смазать шестерни редуктора и подшипники. Для улучшения проникновения смазки необходимо после сборки электросверла дать ему проработать некоторое время вхолостую, затем произвести проверку его под нагрузкой. Ремонт ручных электросверл должен производиться не в забое, а в мастерской

                                 Обойный молоток

Отбойный молоток представляет собой механизм ударного действия и применяется на очистных работах для отбойки угля и при проходке горных выработок.

Отбойный молоток состоит из пускового устройства 1, воздухораспределительного механизма 2 и поршня-ударника 3. Штуцер 4 служит для присоединения молотка к шлангу, подводящему сжатый воздух.

Исполнительным органом отбойного молотка является пика, по которой наносит удары движущейся поршень-ударник 3.

При нажатии на рукоятку молотка сжатый воздух поступает через штуцер 4 в золотниковую коробку 5 и в зависимости от положения золотника попадает в переднюю или заднюю полость цилиндра. Под действием сжатого воздуха поршень-ударник перемещается вперед (рабочий ход) или назад (холостой ход). При рабочем ходе поршень-ударник наносит удары по хвостовику пики.

Молоток амортизируется пружинами 7. Пика удерживается в молотке пружинами 8

Хвостовик пики вставляется в стальную буксу, запрессованную в тело цилиндра молотка.

              Технические характеристики отбойных молотков

                                   Пика отбойного молотка

Пика является рабочим инструментом, с помощью которой выполняется отбойка или разрушение породы. Производительность труда зависит от качества изготовления пики, её формы и длины.

Длина и форма пики выбираются применительно к твердости породы и мощности пласта: чем тверже порода и тоньше пласт, тем меньше должна быть длина пики и наоборот.

Необходимо обращать внимание на величину зазора между хвостовиком пики и буксой. Увеличение зазора ведет к понижению мощности молотка, повышенному расходу воздуха и поломке пики вследствие косого удара по хвостовику. Хвостовик должен изготовляться в точном соответствии указанным размерам и допускам.

Зазор между пикой и буксой не должен превышать 0,3 мм.

                              Эксплуатация отбойных молотков

Перед эксплуатацией молотка необходимо: проверить чистоту сетки в штуцере, смазать молоток жидким чистым машинным маслом, налить его в штуцер до краев и нажать рукоятку, чтобы масло проникло внутрь молотка;

продуть шланг, для чего привернуть его гайкой к воздухопроводной сети и открыть вентиль (шланг следует привинчивать к молотку всегда при закрытом кране воздухопровода);

проверить чистоту буксы;

обтереть хвостовик пики, проверить перпендикулярность торца к его оси и отсутствие люфта между буксой и пикой.

Во время работы молотка надо следить за исправностью воздухопровода: шланг должен быть предохранен от повреждения тяжелыми предметами и не должен перегибаться под острым углом.

Необходимо периодически два-три раза в смену смазывать молоток, так как зазоры между сопрягаемыми деталями очень маленькие 0,04 – 0,06 мм,  отсутствие смазки ведет к износу деталей и поломке молотка.

Смазка молотка производится автоматически или ручным способом. При ручной смазке надо выключить сжатый воздух, отвинтить шланг и через штуцер залить масло в молоток. Автоматическая смазка осуществляется специальными масленками, которые располагаются в шланге на расстоянии 1 – 1,5 м от отбойного молотка. Масленки заполняют турбинным маслом Л или смесью, состоящей из двух частей машинного масла и одной части керосина. Во время работы молотка сжатый воздух засасывает смазку через специальное отверстие в масленке и смазывает все движущие части.

Кроме того, отбойные молотки проходить текущий и капитальный ремонты. Текущий ремонт заключается в устранении мелких неисправностей и замене поврежденных частей. Срок между текущими ремонтами составляет 15 дней. Капитальный ремонт производится через каждые 6 месяцев.

Разборка молотка в забое не допускается.