Бурильная штанга имеет следующие части: тело 1 из витой стали, головку 2 с гнездом, в которое вставляется хвостовик 5 съемного резца 4, и хвостовик 3, который вставляется в патрон шпинделя бурильной машины.
Для ручных электросверл применяют штанги с круглым хвостовиком, имеющим на конце секторный вырез, а для колонковых электросверл – с ромбическим хвостовиком.
Для обеспечения нормальной работы необходимо в начале смены произвести осмотр сверла, а затем проверить его под нагрузкой.
Для нормальной работы электросверла необходимо прежде всего, чтобы все токоведущие части его были надежно изолированы от корпуса и последний надежно заземлен, в противном случае корпус электросверла может оказаться под напряжением, что связано с опасностью поражением током обслуживающего персонала.
Тщательно должна быть проверена исправность заземления как электросверла, так и пускателя. Заземляющая жила кабеля должна быть надежно присоединена к корпусу посредством винта заземления.
Для того чтобы во время работы электросверло всегда отвечало требованиям взрывобезопасности и не могло послужить причиной несчастного случая, необходимо:
присоединение кабеля производить обязательно через вкладыш вводной муфты;
гайки, крепящие редуктор, крышку выключателя и вводную муфту, туго затянуть и под ними поставить пружинящие шайбы.
Работа электросверлом при отсутствии хотя бы одной гайки не допускается;
включение электросверла в сеть производить только помощи пускателя.
Особое внимание следует обращать на чистоту и исправность штепсельных розеток. Перед включением штепсельную розетку необходимо тщательно проверить, обратив внимание на плотность контактов. Необходимо также следить за состоянием гибкого кабеля; неисправность его может быть причиной несчастного случая; при наличии оголенных жил кабеля и «холодных» счалок работа не допускается.
Один раз в 15 дней должен производится периодический осмотр электросверла.
При этом проверяются: пружины и контакты в выключателе (подгоревшие контакты необходимо зачистить и смазать вазелином); состояние зубьев шестерен редуктора; уплотнение мест смазки; изоляция токоведущих частей; состояние лопастей вентилятора.
Электросверло необходимо один раз в месяц разбирать, изношенные части заменить, промыть бензином шестерни и подшипники, смазать шестерни редуктора и подшипники. Для улучшения проникновения смазки необходимо после сборки электросверла дать ему проработать некоторое время вхолостую, затем произвести проверку его под нагрузкой. Ремонт ручных электросверл должен производиться не в забое, а в мастерской
Отбойный молоток представляет собой механизм ударного действия и применяется на очистных работах для отбойки угля и при проходке горных выработок.
Отбойный молоток состоит из пускового устройства 1, воздухораспределительного механизма 2 и поршня-ударника 3. Штуцер 4 служит для присоединения молотка к шлангу, подводящему сжатый воздух.
Исполнительным органом отбойного молотка является пика, по которой наносит удары движущейся поршень-ударник 3.
При нажатии на рукоятку молотка сжатый воздух поступает через штуцер 4 в золотниковую коробку 5 и в зависимости от положения золотника попадает в переднюю или заднюю полость цилиндра. Под действием сжатого воздуха поршень-ударник перемещается вперед (рабочий ход) или назад (холостой ход). При рабочем ходе поршень-ударник наносит удары по хвостовику пики.
Молоток амортизируется пружинами 7. Пика удерживается в молотке пружинами 8
Хвостовик пики вставляется в стальную буксу, запрессованную в тело цилиндра молотка.
Пика отбойного молотка
Пика является рабочим инструментом, с помощью которой выполняется отбойка или разрушение породы. Производительность труда зависит от качества изготовления пики, её формы и длины.
Длина и форма пики выбираются применительно к твердости породы и мощности пласта: чем тверже порода и тоньше пласт, тем меньше должна быть длина пики и наоборот.
Необходимо обращать внимание на величину зазора между хвостовиком пики и буксой. Увеличение зазора ведет к понижению мощности молотка, повышенному расходу воздуха и поломке пики вследствие косого удара по хвостовику. Хвостовик должен изготовляться в точном соответствии указанным размерам и допускам.
Зазор между пикой и буксой не должен превышать 0,3 мм.
Перед эксплуатацией молотка необходимо: проверить чистоту сетки в штуцере, смазать молоток жидким чистым машинным маслом, налить его в штуцер до краев и нажать рукоятку, чтобы масло проникло внутрь молотка;
продуть шланг, для чего привернуть его гайкой к воздухопроводной сети и открыть вентиль (шланг следует привинчивать к молотку всегда при закрытом кране воздухопровода);
проверить чистоту буксы;
обтереть хвостовик пики, проверить перпендикулярность торца к его оси и отсутствие люфта между буксой и пикой.
Во время работы молотка надо следить за исправностью воздухопровода: шланг должен быть предохранен от повреждения тяжелыми предметами и не должен перегибаться под острым углом.
Необходимо периодически два-три раза в смену смазывать молоток, так как зазоры между сопрягаемыми деталями очень маленькие 0,04 – 0,06 мм, отсутствие смазки ведет к износу деталей и поломке молотка.
Смазка молотка производится автоматически или ручным способом. При ручной смазке надо выключить сжатый воздух, отвинтить шланг и через штуцер залить масло в молоток. Автоматическая смазка осуществляется специальными масленками, которые располагаются в шланге на расстоянии 1 – 1,5 м от отбойного молотка. Масленки заполняют турбинным маслом Л или смесью, состоящей из двух частей машинного масла и одной части керосина. Во время работы молотка сжатый воздух засасывает смазку через специальное отверстие в масленке и смазывает все движущие части.
Кроме того, отбойные молотки проходить текущий и капитальный ремонты. Текущий ремонт заключается в устранении мелких неисправностей и замене поврежденных частей. Срок между текущими ремонтами составляет 15 дней. Капитальный ремонт производится через каждые 6 месяцев.
Разборка молотка в забое не допускается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.