норме полноты контакта и по кинематической точности назначаем степень такую же, как и по норме плавности, т.е. 9-ую.
1.2 Выбор вида сопряжения зубьев колес передачи
Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора.
Боковой зазор-это зазор, между нерабочими профилями зубьев который необходим для смазки комплексной погрешности при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурных деформаций.
Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости:
;
Для тихоходной передачи (=0,5…3);
По рассчитанной величине =50 мкм в зависимости от величины среднего конусного расстояния и угла делительного конуса по таблице 13 ГОСТ 1758-81 выбираем вид сопряжения –D причем, выполняется условие:
.
Тогда обозначение зубчатого колеса будет иметь вид 9-9-9-D по ГОСТ 1758-81.
1.3 Выбор показателей для контроля зубчатого колеса
Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.
Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.
Нормы точности |
Наименование и условное обозначение контролируемого параметра |
Условное обозначение и численное значение допуска, |
Наименование и модель прибора |
1 Кинематическая |
допуск на радиальное биение зубчатого венца |
90 |
Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061 |
2 Норма плавности |
Fptr-отклонение шага |
40 |
Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089 |
3 Норма полноты контакта |
Суммарное пятно контакта |
По высоте зубьев не менее 15% По длине зубьев не менее 15% |
Универсально контрольно обкатный станок |
4 Норма бокового зазора |
Ecs-наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса Допуск на среднюю постоянную хорду зуба |
32мкм 110мкм |
Зубомер хордовый МЗ-100 |
Толщина зуба по постоянной хорде
Sc=1.387m=1.387*5=6,935мм
Высота от окружности выступов до постоянной хорды
hc=0.7476m=0.7476*5=3,738мм
Допуск на радиальное биение поверхности вершин
Fda=0.1m=0.1*5=0.5мм
Допуск на торцовое биение
FТ=Fтаблd/100=0.024*299,88/100=0.072мм
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного соединения дополнительным креплением
Исходные данные:
Точность зубчатого колеса 9-9-9-D ГОСТ 1758-81;
Номинальный диаметр соединения ;
Ширина шпоночного паза ;
Число зубьев колеса ;
Модуль ;
Допуск на радиальное биение зубчатого венца ;
Соединение зубчатого колеса с валом редуктора дополнительным креплением при помощи шпонки является разъемным, неподвижным соединением, образованной к переходной посадке. Расчет разъемных соединений образованных переходными посадками производится исходя из условий:
1-обеспечение высокой точности центрирования зубчатого колеса на валу;
2 обеспечение легкой сборки и разборки соединений.
Сочетание этих двух условий возможно лишь при небольших натягах или зазорах в соединениях.
Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничение динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса определяющего кинематическую точность.
В этом случаи наибольший допускаемый зазор обеспечивающий первое условие может быть определен по формуле:
.
где -коэффициент запаса точности, принимаем ,допуск радиального биения зубчатого колеса
.
Возможный наибольший натяг в соединении рассчитываем по формуле:
;
где аргумент функции Лапласа, который определяется по его значению ;
где вероятность получения зазора в соединении при девятой степени точности по кинематической норме точности , тогда . По таблице [4] находим :
.
По номинальному значению соединения ,,, по ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку
Ø100.
Параметры выбранной посадки не превышают расчетных т.е.
.
Причем выполняются требования ГОСТа по соответствующей степени точности зубчатого колеса, точности отверстия (таблица 2.2 ст. 17[3].
Для обеспечения подвижности зубчатого колеса с валом применяется призматическая шпонка. Работа способность шпоночного соединения определяется точностями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.