Расчет валов.
По данным задачи 5 рассчитать быстроходный вал косозубой передачи коробки скоростей и подобрать для него подшипники качения, недостающие данные принять конструктивно. Дать рабочий эскиз.
РЕШЕНИЕ:
1. Предварительно определяем диаметр вала по формуле (12.1/1/с.273).
Принимаем [t] = 25 МПа для стали 45.
2. Окружное усилие в зацеплении Z1-Z2 по формуле (9.43/1/ с.197)
3. Радиальное усилие в зацеплении по формуле (9.43’/1/с.197).
4. Осевое усилие в зацеплении по формуле (9.44/1/с.198).
5. Нормальное усилие в зацеплении по формуле (9.45/1/с.198).
6. реакции опор в двух плоскостях:
а) в вертикальной плоскости:
Проверка правильности определения реакций:
б) в горизонтальной плоскости будет действовать не только сила от зубчатого зацепления, но и от муфты. Установив центробежную муфту, для того чтобы она работала необходимо обеспечить силу прижатии Fr
Проверка правильности определения реакций:
7. Изгибающие моменты в плоскостях:
8. Результирующие изгибающие моменты, приведенные в одну плоскость в сечение под зубчатым колесом.
9. Эквивалентные моменты (от изгиба и кручения совместно)
10. Суммарные реакции в опорах (приведенные в одну плоскость), которые потребуются при подборе подшипников:
11. В пункте 1 мы выбрали материал сталь 45 (таблица 12.13/1/)
σ-1=432Н/мм2 ; εσ=0,88 (табл. 12.2/1/) для углеродистых сталей; β=0,96
(табл. 19.9- шлифование); предварительное (табл. 12.5) значение Кσ=2,15; S=3 (с.275/1/)
Число циклов нагружения (с.14)
Примем, что редуктор работает при плавном характере нагружения, при тяжелом режиме
(c. 15/1/).
(1.19. с.12/1/)
Где m – показатель степени кривой выносливости (от 3 до 20 и более). При отсутствии данных m при кручении можно принимать значения, приведенные для изгиба (9); N0 - базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости; обычно принимают для сталей N0=107. Принимаем КL=1.
12. Определяем допускаемое напряжение для материала вала по формуле (12.3/1/)
Определяем диаметры вала в опасных сечениях (под зубчатым колесом и в одном подшипнике) по формуле 12.2 с. 275/1/
Так как расчетные диаметры мало отличаются друг от друга, то, согласно ГОСТу 6636-69 «нормальные линейные размеры», принимаем посадочные размеры одинаковыми:
13. Производим проверку вала на кратковременную перегрузку по крутящему моменту. Пиковая нагрузка предполагается случайной (или задана), действующей ограниченное число раз и равной в нашем случае 130% от номинальной. Наибольшие напряжения изгиба и кручения в опасном сечении при кратковременной перегрузке следующие:
эквивалентное напряжение:
Проверяем вал по запасу статической прочности по формуле 12.6. с.282/1/
Коэффициент запаса прочности относительно текучести в опасном сечении превосходит допускаемое значение, что обеспечивает достаточный запас статической прочности, увеличивая жесткость вала.
14. Конструкция вала. Диаметр вала под зубчатым колесом принят . При этом диаметр к средней части вала (большего диаметра), учитывая рекомендации [9,с.211], принимаем . Причем катет с фаски в отверстие ступицы должен быть больше радиуса галтели (с>r). Принимаем с=3мм в месте перехода диаметров d1 k d2; ширина кольцевой опорной площадки для ступицы- 1,5 мм. Катет фаски вала- 0,5мм. Диаметр d3 подшипника предварительно: d3=30мм.
15. Производим проверочный расчет вала на выносливость для некоторых опасных сечений. Материал вала сталь 45 (табл. 12.13/1/)
В сечении 1-1 действует (см. рис) наибольший изгибающий момент и крутящий момент ; концентрация напряжений вызвана наличием шпоночной канавки шириной b=10 мм, t1=5мм (см.табл. 5.1. с.78/1/). Момент сопротивления сечения вала (нетто):
Амплитуда номинальных напряжений изгиба при симметричной цикле изменения напряжения изгиба по формуле (12.5/1/)
Коэффициент безопасности в сечении по изгибу:
где коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла изменения напряжений для среднеуглеродистых сталей, постоянная составляющая цикла изменения напряжений.
Определяем коэффициент безопасности по кручению. Полярный момент сопротивления по сечению нетто ( с учетом ослабления сечения шпоночным пазом).
При нереверсивном вращении вала напряжения кручения изменяются по пульсирующему циклу, поэтому переменные составляющие (амплитуды) и постоянные составляющие (среднее напряжение) цикла по формуле (12.5)
Коэффициент безопасности для сечения 1-1 по кручению
эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении для вала в месте шпоночного паза (см. табл.12.5); масштабный фактор при кручении в зависимости от диаметра вала (см. табл. 12.2); коэффициент, характеризующий чувствительность материал к асимметрии цикла изменения напряжений (см.рис. 1.4, в).
Общий коэффициент безопасности по усталостной прочности для сечения 1-1 по формуле (12.4)
Коэффициент безопасности в сечении 2-2 определяется аналогично.
В сечении 2-2 действует (см. рис) изгибающий момент и крутящий момент ; Момент сопротивления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.