Социология как наука. Социология личности. Социальные группы и институты. Общество и социальные процессы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Дискурс — определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Руно описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. — как больной.

Основная литература

1.  История социологии. - Минск, 1996.

2.  Западная социология. - М., 1997.

3.  Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. - М., 1999.

Дополнительная литература

1.  Томпсон Д., Пристли Д. Социология. - М., 1998.

2.  Социология / Под ред. акад. Осипова /. - М., 1995.

3.  Западноевропейская социология XIX в. Хрестоматия. - М., 1997.

4.  Вебер М. Избранные труды. - М., 1989.

5.  Бурдье П. Начала. - М., 1993.

6.  Зиммель Г. Избранное в 2-х т. - М., 1991.

1.1.1. Предпосылки появления социологии

Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. — в переходный период от традиционного к индустриальному обществу. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

Научной базой социологии послужили теория клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн — 1838-1839 гг.) и теория эволюции видов Ч. Дарвина. В XVII-XIX вв. были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей - XVII в., Лаплас - XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле - 1835 г.). Огромную роль в становлении социологии сыграли философские труды Аристотеля, Д. Локка, П. Гоббса, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля и др.

1.1.2. Классическая социология XIX в.

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности.

Первый — самый ранний — можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители — О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

—  социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

—  поэтому социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

—  методы социального исследования должны быть такими же точными как и методы изучения природных явлений;

—  важнейший признак научности - объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.

Огюст Конт — основатель социологии и позитивизма — противопоставил новую общественную науку философии. Конт считал, что социология в отличие от философии конкретна, актуальна, основана на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, следовательно, научна (позитивна). Конт требовал исследования взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем, т. е. общества, человечества. Конт открыл и сформулировал закон разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам общество развивается, становится богатым, цивилизованным. Но эти же факторы могут привести к разрушению солидарности и согласия между людьми — основы общества, так как они способствуют обогащению немногих, эксплуатации тех, у кого нет богатства. Первый социолог разделил науку на две части — статику и динамику. Статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Динамика — социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества.

Г. Спенсер как социолог сложился под влиянием эволюционной теории

Похожие материалы

Информация о работе