Федеральное агентство по образованию
индустриальный университет»
Кафедра строительного производства
и управления недвижимостью
по дисциплине «История строительной техники»
для специальности «Промышленное и гражданское
строительство» (290300)
(Дневная форма обучения)
2004
УДК 621. 869. 447 (07)
П 43
Рецензент
Кандидат технических наук,
Доцент кафедры архитектуры
и строительных материалов СибГИУ
А.
П 43.История строительной техники. Курс лекций : метод. пособие./ Сост.: . СибГИУ. – Новокузнецк, 2004 – 118с.
Дается краткий курс лекций по истории строительных машин.
Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Строительные машины», для наиболее качественного освоения материала.
Методическое пособие рекомендуется для студентов специальности 290300 «Промышленное и гражданское строительство» для всех форм обучения и для специальности 291500 «Экспертиза и управление недвижимостью» для очной формы обучения.
1. Лекция 1 Машина – основа современной техники. Введение.
Возникновение и развитие машин. 5
2. Лекция 2, 3 Исторические этапы развития техники.
Совершенствование техники. 12
3. Лекция 4 Научно-технический прогресс. 21
4. Лекция 5 Основные направления развития в усовершенствовании конструкций. Повышение степени заводской готовности типовых конструкций. 26
5. Лекция 6, 7 Комплексная механизация и автоматизация строительства.
Орудия производства и орудие труда в строительстве.
Основные задачи автоматизации. Виды автоматизаций.
Оценки состояния механизации работ.
Система технико-экономических показателей в строительстве. 36
6. Лекция 8 Комплексная механизация и автоматизация строительства
Оценки состояния механизации работ
Парк строительных машин.
Динамика развития.
. Организация работ.
Подбор комплектов машин. 46
7 Лекция 9, 10 История появления первых транспортных машин.
История развития автомобильного транспорта в России и за рубежном. 57
8. Лекция 11 История развития тракторов в России и за рубежом. 79
9. Лекция 12 Развитие железнодорожного транспорта в России и за рубежом.
Строительство железных дорог. 89
10 Лекция 13 Усовершенствование грузоподъемных механизмов.
История возникновения подъемных машин.
Необходимость появления первых простейших грузоподъемных машин.
Первые краны в России. 95
11.Лекция 14 Землеройные машины.
История появления и внедрение их в строительстве. 103
12.Лекция 15 Машины для буровых работ.
История появления . Усовершенствования. 108
Список литературы 116
Методическое пособие рекомендуется для студентов специальности 290300 «Промышленное и гражданское строительство» для всех форм обучения и для специальности 291500 «Экспертиза и управление недвижимостью» для очной формы обучения.
В данном пособии изложен краткий курс лекций по дисциплине «История строительной техники».
Данное учебное пособие составлено на основе программы по дисциплине «История строительной техники», утвержденной учебно-методическим объединением
Лекция 1.
Машина – основа современной техники.
Введение. Возникновение и развитие машин.
Вопрос 1. Широкий аспект понимания техники. Цель дисциплины.
Машина – основа современной техники.
Техника двадцатого столетия является предметом изучения различных дисциплин.
На строительном факультете изучением техники занимаются дисциплины «История строительной техники», «Механизация и автоматизация строительных машин», «Автоматические системы управления», а также другие дисциплины, которые решают технические вопросы, связанные с развитием промышленности, строительства и сельского хозяйства. Под словом техника понимают не только технические средства, но и человеческую профессиональную деятельность, в том числе и инженерную. Техника, по определению Фрейда Бона – это деятельность профессионального характера.
«Техника своими приспособлениями усилила наш слух, зрения, силу, и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда, - по мнению П.К. Энгельмайера, - она покорила пространство силой и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса» («Технический итог XIX века»).
Техника на современном этапе развития понимается как:
1) Совокупность технических устройств (узкое понимание феномена техники) – от простейших орудий до сложнейших технических систем;
2) Совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве до эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
3) Совокупность технических знаний – от специализированных рецептуарнотехнических, до теоретических научно-технических и систематических знаний.
Сегодня к сфере техники относится не только использование, и само производство научно-технических знаний.
Техника неразрывно связана с развитием науки. Техника нередко диктует условия и основание направления для развития науки, координируя её.
Нередко технику понимают как прикладную науку. Особенно плодотворно сотрудничают наука и техника в наше время.
История взаимосвязи техники и науки.
«Технэ» с древнегреческого означает мастерство, умение.
В древнем мире. Техника была тесно связана с мифологическим миропониманием. Техника носила религиозный характер, традиционный и местный характер.
Наука древнего мира была неспециализированной, но и неотделимой от практики и техники.
Важнейшим шагом по пути развития цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую формулу назначения и освоение мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.
В античности. Наука и техника рассматривались как различные виды деятельности. Техника понималась как искусство, ремесло, не включающее в себя теорию.
В средние века. Соотношение между наукой и техникой решается в моральном аспекте
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.